Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 n 15АП-12282/2009 по делу n А53-5025/2009 По делу о взыскании суммы, составляющей разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами, утвержденными органом местного самоуправления, процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2010 г. N 15АП-12282/2009
Дело N А53-5025/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корневой Н.И.
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Корневой Н.И.
при участии:
от истца: представитель Неровная А.М., дов. от 17.07.2009;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Шахты
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.11.2009 по делу N А53-5025/2009
по иску ОАО "Водный холдинг "Дон ВК Юг"
к ответчику Администрации г. Шахты
о взыскании 956119 руб. 73 коп.
принятое в составе судьи Пипник Т.Д.
установил:
ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации г. Шахты Ростовской области о взыскании 925 770 руб. 64 коп., составляющих разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами, утвержденными для населения г. Шахты, а также 30 429 руб. 09 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 19.11.2009 исковые требования в части взыскания разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, утвержденными для населения г. Шахты, удовлетворены в полном объеме, принят отказ от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, производство по делу в указанной части прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация г. Шахты Ростовской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что полномочия по установлению тарифа на товары и услуги организаций коммунального хозяйства и надбавки к тарифам на товары и услуги для этой организации действительно отнесены к компетенции Администрации г. Шахты, которой в полном объеме были исполнены обязанности по взаимодействию с Региональной службой по тарифам при установлении тарифа на товары и услуги ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" по очистке сточных вод на 2008 год, однако, ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" свои обязанности по установлению экономически обоснованного тарифа не исполнило, в срок до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, расчет и экономическое обоснование тарифов на свои услуги в Региональную службу по тарифам и Администрацию
г. Шахты не представило, проигнорировав обращения Администрации г. Шахты о предоставлении документов на согласование тарифа. Ответчик утверждает, что экономически обоснованные тарифы для ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" Региональной службой по тарифам не устанавливались.
По мнению ответчика, ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" не представило доказательств, подтверждающих, что взыскиваемая им сумма убытков является межтарифной разницей, соответствующий расчет убытков, а также правового обоснования наличия у Администрации г. Шахты обязанности по возмещению спорной суммы.
ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Администрации не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" было создано 23.01.2008 г. и в соответствии со своими уставными целями с 01.02.2008 г. осуществляло оказание услуг населению по очистке сточных вод, в т.ч. в поселке Майский в г. Шахты.
Постановлением Мэра г. Шахты N 199 от 28.12.2007 "Об установлении тарифа на услуги водоотведения для населения г. Шахты на 2008 г." установлен и введен в действие тариф на услуги водоотведения для населения за 1 куб. м, в т.ч. очистке сточных вод, в размере 8 руб. 87 коп. за 1 куб. м стоков с учетом НДС.
Постановлением Региональной службы по тарифам N 5/5 от 23.05.2008 ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" включено в реестр организаций Ростовской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, как организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение.
Извещением N 406 от 29.02.2008 Региональная служба по тарифам рекомендовала ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" в целях бесперебойного круглосуточного водоснабжения населения до даты вступления в силу решения РСТ об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ", в текущем периоде регулирования применять тарифы, установленные на 2008 год в отношении организаций коммунального комплекса, которым ранее принадлежала система коммунальной инфраструктуры (ОАО "Региональный водоканал "Дон ВК ЮГ").
Постановлениями Региональной службы по тарифам N 12/4 от 18.10.2007 и N 15/1 от 27.12.2007 для Шахтинского филиала ОАО "Региональный водоканал "Дон ВК ЮГ" с 01.01.2008 был установлен экономически обоснованный тариф на оказание услуг по очистке и обеззараживанию сточных вод и их осадков в размере 16 руб. 88 коп./куб. м без НДС. Экономическое обоснование утвержденного тарифа проверено Региональной службой по тарифам и отражено в протоколе рассмотрения дела об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса - ОАО "Региональный водоканал "Дон ВК ЮГ" на 2008 год.
В период с 01.09.2008 по 31.12.2008 ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" осуществляло прием от населения города Шахты сточных вод и их очистку, при этом оплата оказанных холдингом услуг производилась населением по тарифу для населения в размере 8 руб. 87 коп. за 1 куб. м, утвержденному постановлением Мэра г. Шахты N 199 от 28.12.2007.
Таким образом, сумма, полученная ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" с физических лиц в качестве оплаты за услуги по очистке сточных вод, оказалась ниже той, которая холдингом была бы получена в случае оказания услуг по установленному Региональной службой по тарифам экономически обоснованному тарифу 19 руб. 92 коп. /куб. м стоков с учетом НДС, что послужило основанием для обращения ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" в арбитражный суд с требованием о возмещении разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, утвержденными для населения г. Шахты, в сумме 2 155 550 руб. 35 коп.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и согласно положениям ст. 12 "Вопросы местного значения" Ростовского областного закона "О местном самоуправлении в Ростовской области" N 436-ЗС от 28.12.2005 г., финансовые обязательства, возникшие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Одним из принципов регулирования тарифов и надбавок в области коммунальных услуг является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом 4.1 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в том числе и по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами на жилищно-коммунальные услуги и тарифами, установленными органом местного самоуправления для населения, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Бюджетным законодательством, и, в частности, статьей 4 Областного закона от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" установлено, что в составе областного бюджета предусматриваются субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, которые образуют Фонд софинансирования расходов.
Областным законом от 02.11.2007 N 793-ЗС "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрена компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Постановлением Администрации Ростовской области от 28.11.2007 N 464 "О распределении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Администрацией Ростовской области объектов и направлений расходования средств за счет средств Фонда софинансирования расходов" в 2008 году городу Шахты было предусмотрено 220165,4 тыс. рублей на возмещение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства части платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в объеме свыше установленного приказом Федеральной службы по тарифам предельного индекса (главный распорядитель средств областного бюджета - министерство строительства и жилищного хозяйства области).
Согласно приказу министерства строительства и жилищного хозяйства Ростовской области от 14.02.2008 N 26 "О дополнительных условиях расходования средств Фонда софинансирования расходов министерством строительства и жилищного хозяйства области" средства Фонда расходуются министерством на основании предоставляемых администрациями муниципальных образований заявок о потребности в средствах на финансирование мероприятий, договоров с исполнителем работ (услуг); графиков перечисления субсидий на возмещение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства части платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в объеме, свыше установленного приказом Федеральной службы по тарифам предельного индекса, утвержденных главой муниципального образования; реестров на финансирование.
Из отзыва Администрации Ростовской области, представленного в материалы дела N А53-18046/2008, следует, что при формировании областного бюджета на 2008 год расчет средств был произведен Региональной службой по тарифам области. В данном расчете по г. Шахты были предусмотрены средства областного бюджета только на услугу водоснабжение. Однако, Администрация г. Шахты не обращалась в министерство строительства и жилищного хозяйства области и не предоставляло необходимые документы по вопросу компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги водоотведения.
Вместе с тем, муниципальное образование при утверждении льготных тарифов для населения на услуги водоотведения для населения, в т.ч. очистку сточных вод, обязано было обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Довод заявителя жалобы о неисполнении ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" обязанности, предусмотренной пунктом 10.7 Постановления Администрации Ростовской области N 209 от 09.11.2005 "Об утверждении порядка взаимодействия региональной службы по тарифам Ростовской области с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса" в части непредставления истцом в срок до 1 мая года, предшествующего регулированию, в Региональную службу по тарифам и органы регулирования муниципального образования расчета и экономического обоснования тарифов на оказываемые организацией коммунального комплекса услуги не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" было создано 23.01.2008, следовательно, не могло в срок до 01.05.2007 предоставить необходимую для установления органами местного самоуправления экономически обоснованных тарифов для ОАО "Водный холдинг "Дон ВК ЮГ" документацию.
Согласно положениям статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Заявляя требование о взыскании убытков, истец должен доказать факт причинения убытков, размер причиненных убытков, а также причинную связь между понесенными убытками и действиями (бездействием) органа местного самоуправления. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено арбитражным судом только при установлении в совокупности всех указанных элементов деликтной ответственности.
Как видно из материалов дела, причинение истцу убытков непосредственно связано с бездействием органов местного самоуправления, выразившимся в том, что Администрация г. Шахты не обращалась в министерство строительства и жилищного хозяйства области и не предоставляла необходимые документы по вопросу компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги водоотведения, в связи с чем соответствующие
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 n 15АП-12228/2009 по делу n А32-21076/2009 По делу о взыскании задолженности по договору поставки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также