Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 n 15АП-12212/2009 по делу n А32-17206/2009 По делу об обязании выдать извещение о прикреплении к другому покупателю, либо отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2010 г. N 15АП-12212/2009
Дело N А32-17206/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ехлаковой С.В.,
судей Корневой Н.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от истца - представитель Сорокин В.Н. по доверенности от 29.07.2009;
от ответчика - не явился, уведомлен;
от третьих лиц - не явились, уведомлены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.11.2009 по делу N А32-17206/2009-16/334
по иску ООО "Регион"
к ответчику - Федеральному государственному учреждению "Краснодарский референтный центр Россельхознадзора"
при участии третьих лиц - ФГУ "Челябинская межобластная ветеринарная лаборатория", ФГУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория", ФГУ "Самарский референтный центр Россельхознадзора"
о понуждении заключить договор
принятое в составе судьи Грибовой А.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - ООО "Регион", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению "Краснодарский референтный центр Россельхознадзора" (далее - Краснодарский референтный центр, ответчик) об обязании выдать извещение о прикреплении к другому покупателю, либо отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное учреждение "Челябинская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГУ "Челябинская МВЛ"), Федеральное государственное учреждение "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГУ "Новосибирская МВЛ"), Федеральное государственное учреждение "Самарский референтный центр Россельхознадзора" (далее - Самарский референтный центр).
Решением суда от 04.11.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда мотивировано тем, что прикрепление государственным заказчиком поставщика к контрактному покупателю для заключения между поставщиком и покупателем договора поставки имеет место только при наличии заключенного между госзаказчиком и поставщиком госконтракта; в отсутствие государственного контракта на поставку ответчик не вправе выдавать отгрузочную разнарядку, извещение о прикреплении, давать согласие на принятие и оплату товара; ответчик не имел бюджетных средств для закупки спецодежды и расходных материалов на момент размещения спорного госзаказа, в связи с чем не мог заключать государственные контракты по спорным лотам.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Регион" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Регион" сослался на несоответствие обстоятельствам дела вывода суда о незаключенности государственного контракта на поставку расходных материалов и реактивов для государственных нужд; указал, что отсутствие извещения о прикреплении делает невозможным заключение договоров поставки с третьими лицами, заинтересованными в получении соответствующей продукции; кроме того, проведенный аукцион признан состоявшимся, сведения о его отмене отсутствуют; бюджетная смета ответчика в судебном заседании не исследовалась, однако суд ссылается на нее в своем решении.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" указало, что размещение заказа на поставку подведомственным Россельхознадзору федеральным государственным учреждениям расходных материалов для проведения лабораторных исследований должно было осуществляться ФГУ "Краснодарский референтный центр Россельхознадзора", на который также возлагалась обязанность выдать извещения о прикреплении подведомственных Россельхознадзору учреждений к поставщику; заключение госконтракта между ФГУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" и истцом не представляется возможным ввиду отсутствия и ФГУ "Новосибирская МВЛ" статуса заказчика в рамках размещения спорного госзаказа; потребность в товарах, подлежащих поставке, в настоящее время отсутствует.
Ответчик и остальные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт. Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителя истца, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.08.2008 N 236 "О поставке расходных материалов для проведения лабораторных исследований" (л.д. 102 - 103) на федеральное государственное учреждение "Краснодарский референтный центр Россельхознадзора" возложены полномочия государственного заказчика на поставку подведомственным Россельхознадзору федеральным государственным учреждениям расходных материалов для проведения лабораторных исследований в 2008 году, с размещением заказа до 20.09.2008.
Согласно приказу от 18.08.2008 N 236 Краснодарский референтный центр должен был представить до 10.03.2009 отчет о выполнении государственного контракта, заключенного по результатам централизованного размещения заказа на поставку подведомственным Россельхознадзору учреждениям расходных материалов для проведения лабораторных исследований.
Краснодарский референтный центр не позднее 30 дней со дня подписания государственного контракта должен был в силу подпункта 3.3 пункта 2 приказа от 18.08.2008 N 236 направить поставщику (исполнителю госконтракта, заключенного по результатам централизованного размещения заказа) и подведомственным Россельхознадзору федеральным государственным учреждениям извещение о прикреплении соответствующего федерального госучреждения к поставщику.
Приказом Россельхознадзора от 18.08.2008 N 236 было запланировано централизованное размещение заказа с оплатой поставляемых для нужд учреждений Россельхознадзора расходных материалов за счет ассигнований, предусмотренных бюджетными сметами соответствующих подведомственных Россельхознадзору федеральных госучреждений.
На директоров подведомственных Россельхознадзору федеральных госучреждений названным приказом возложена обязанность заключить договор поставки расходных материалов для проведения лабораторных исследований с поставщиком, указанным в выданном Краснодарским референтным центром извещении о прикреплении соответствующего подведомственного федерального госучреждения к поставщику, принять и оплатить расходные материалы для проведения лабораторных исследований.
Согласно утвержденной 04.03.2009 директором Краснодарского референтного центра документации об открытом аукционе на право заключить государственный контракт с подведомственными Россельхознадзору федеральными учреждениями на поставку расходных материалов и реактивов для государственных нужд (л.д. 63 - 87), размещение госзаказа осуществлялось по отдельным лотам, обозначающим федеральные госучреждения Россельхознадзора, в адрес которых должны быть произведены поставки расходных материалов и реактивов.
Источником финансирования госзаказа в аукционной документации указан федеральный бюджет, срок действия государственного контракта определен периодом с момента заключения до 31.12.2009, но в любом случае до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Согласно информационной карте аукцион должен был состояться в Краснодарском референтном центре 06.04.2009. Срок заключения контракта - не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона и не позднее чем через 20 дней со дня проведения торгов (л.д. 72).
Как следует из протокола открытого аукциона N 090304/010287/36 от 06.04.2009 (л.д. 74 - 87), ООО "Регион" признано победителем по лоту N 5, N 7, N 15, N 19. Согласно пункту 8 протокола заказчик передает победителю аукциона для подписания проект государственного контракта в течение трех дней со дня подписания протокола.
В соответствии с аукционной документацией и протоколом от 06.04.2009 по лоту N 5 местом поставки товаров являлось ФГУ "Челябинская межобластная ветеринарная лаборатория", срок поставки - в течение 60 дней после подписания госконтракта; по лоту N 7 местом поставки указано ФГУ "Оренбургский референтный центр Россельхознадзора", срок поставки - в течение 60 дней после подписания госконтракта; по лоту N 15 местом поставки определено ФГУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория", срок поставки - в течение 60 дней после подписания госконтракта; по лоту N 19 местом поставки указано ФГУ "Самарский референтный центр Россельхознадзора", срок поставки - в течение 60 дней после подписания госконтракта.
Как видно из материалов дела, ФГУ "Новосибирская МВЛ" письмом N 82 от 27.04.2009 уведомило ООО "Регион" об отказе в заключении госконтракта в связи с отсутствием у ФГУ "Новосибирская МВЛ" статуса заказчика (л.д. 137).
Письмом от 25.05.2009 N 182 ФГУ "Челябинская МВЛ" сослалось на невозможность заключить с истцом договор поставки без извещения о прикреплении покупателя к поставщику, выдаваемого Краснодарским референтным центром (л.д. 135 - 136).
Истцом был направлен запрос от 28.05.2009 N 7 в адрес Краснодарского референтного центра с требованием заключить государственный контракт с ООО "Регион" на поставку расходных материалов и реагентов для госнужд согласно приказу N 236 от 18.08.2008 и итогам аукциона от 06.04.2009 (л.д. 138).
В письме от 01.06.2009 N 01-17/564 на запрос от 28.05.2009 N 7 Краснодарский референтный центр отказал ООО "Регион" в заключении государственного контракта по результатам аукциона от 06.04.2009, мотивировав свой отказ тем, что ответчик не является государственным заказчиком, госконтракт подлежит заключению с заказчиками, указанными в протоколах аукциона (л.д. 133).
Указанные обстоятельства явились основанием обращения ООО "Регион" в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения, сложившиеся между лицами, участвующими в настоящем деле, регулируются законодательством о размещении государственных заказов на поставки товаров (выполнении работ, оказания услуг) для государственных нужд.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации", от договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов.
Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации выполнять функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов.
По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзаказах) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ).
Согласно статье 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта (часть 1 статьи 32 Закона о госзаказах).
При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт (часть 2.1 статьи 10 Закона о госзаказах).
Согласно статье 34 Закона о госзаказах документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать, в том числе, сведения о сроке, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного или муниципального контракта; указанный срок должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона (пункт 6 части 4 статьи 34 Закона о госзаказах).
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ в случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 n 15АП-12204/2009 по делу n А53-25539/2008 По требованию об отмене определения о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также