Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 n 15АП-11715/2009 по делу n А32-14031/2009-50/133 По делу о взыскании задолженности по арендной плате и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2010 г. N 15АП-11715/2009
Дело N А32-14031/2009-50/133
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2009 по делу N А32-14031/2009-50/133,
принятое в составе судьи Анциферова В.А.,
по иску Администрации г. Геленджик
к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Дюрок", г. Геленджик
при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар
о взыскании 133855,33 руб.
установил:
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее Администрация МО г. Геленджик, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Дюрок" (далее ООО "Фирма "Дюрок") о взыскании 133855 руб. 33 коп. из которых 130068 руб. 78 коп. задолженности по арендной плате и 3786 руб. 55 коп. пени.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды от 29.04.2008 N 4000001564.
Определением суда от 08.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2009 в удовлетворении иска отказано. Решение суда мотивировано тем, что на момент подписания спорного договора аренды предоставленный ответчику земельный участок являлся федеральной собственностью, в связи с чем, обязанность по внесению администрации платы за пользование земельным участком наступила у ООО "Фирма "Дюрок" с момента вступления в законную силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку с 20.12.2009 спорный земельный участок перешел в муниципальную собственность. Во взыскании платы за пользование земельным участком за период с 20.12.2008 по 16.03.2009 отказано, поскольку внесенная ответчиком до вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ сумма, превышает размер платы, которую ООО "Фирма "Дюрок" должно было внести в спорный период.
Администрация МО г. Геленджик в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2009 отменить, удовлетворить исковые требования. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что договор аренды от 29.04.2008 N 4000001564 зарегистрирован в установленном порядке, арендные отношения между сторонами продолжаются до настоящего времени, в связи с чем, договор может быть признан судом недействительным только в рамках рассмотрения соответствующего иска. На момент рассмотрения настоящего дела ТУ Росимущества по Краснодарскому краю утратило полномочия собственника спорного земельного участка. Отказ во взыскании задолженности по договору аренды нарушает принцип платности землепользования в Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. Администрация МО г. Геленджик представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, считающихся извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в силу положений статей 121 - 123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 28.01.2008 N 111 между Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик (арендодатель) и ООО "Фирма "Дюрок" (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка от 29.04.2008 N 4000001564, по условиям которого арендатору предоставлен во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:40:04 10 030:0021, площадью 1244 кв. м, расположенный в северо-восточной коммунально-хозяйственной зоне в г. Геленджике Краснодарского края, для строительства производственной базы сроком на 49 лет.
Договор аренды от 29.04.2008 N 4000001564 зарегистрирован в установленном порядке 08.10.2008, что подтверждается оттиском штампа Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю на первом листе договора (л.д. 6).
Согласно п. п. 2.1. - 2.3. спорного договора, размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться по требованию арендодателя в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и соответствующих муниципальных образований. Арендная плата, подлежащая уплате, исчисляется от установленного приложением к настоящему договору размера ежегодной арендной платы за участок со дня передачи участка, указанного в п. 1.3 договора, за каждый день использования и вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа, до 10 числа первого месяца каждого квартала. Первый платеж вносится не позднее 30 календарных дней со дня государственной регистрации договора.
Из представленного в материалы дела расчета усматривается, что размера арендной платы по договору аренды N 4000001564 составляет 527501,16 руб. в год на момент подписания договора.
Согласно п. 5.2. договора за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Полагая, что по состоянию на 17.03.2009 ответчиком обязанность по внесению арендной за первый квартал 2009 года (начислено 12.01.2009) не исполнена надлежащим образом, Администрация МО г. Геленджик обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 95 и пункту 1 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов государственной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
На основании статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", пункта 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Федеральным законом от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", утвержден представленный Минприроды России, администрацией Краснодарского края и администрацией Ростовской области согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Согласно Перечню курорт и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны г. Геленджика отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Границы и режим округа санитарной охраны г. Геленджика предусмотрены Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.87 N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
Согласно пункту 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 20.12.2002 N 909, от 19.07.2006 N 449) округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку внешний контур округа санитарной охраны курорта Геленджик является границей лечебно-оздоровительной местности курорта, курортного региона (статья 1 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), спорный земельный участок, расположенный, согласно кадастровому плану от 29.02.2008 (л.д. 14 - 16), в границах курорта Геленджик в северо-восточной коммунально-хозяйственной части города, входит в состав особо охраняемой природной территории (курорт Геленджик).
Следовательно, на момент подписания договора аренды от 29.04.2008 спорный земельный участок, являлся федеральной собственностью, поскольку относился к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции, действовавшей на момент совершения сделки).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Установив, что спорный участок расположен в границах курорта Геленджик и на момент подписания договора аренды от 29.04.2008 являлся федеральной собственностью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация МО г. Геленджик на момент заключения с ООО "Фирма "Дюрок" договора аренды не являлась собственником земельного участка. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является Территориальное управление
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 n 15АП-11702/2009 по делу n А53-11779/2009 По делу о взыскании задолженности по уплате стоимости полуприцепа самосвала и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также