Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу n А32-17947/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-17947/2008

06 мая 2009 г.                                                                                      15АП-1722/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шимбаревой Н.В.

судей Е.В. Андреевой, И.Г. Винокур

при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.

при участии:

от заявителя: Дегтева М.В. по доверенности от 03.10.08г.

от заинтересованного лица: Мерешкина Е.В. по доверенности от 04.05.09г., Щербина В.А. по доверенности от 04.05.09г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г. Краснодару

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2009 г. по делу № А32-17947/2008

по заявлению ОАО «Севкавэнергомонтаж»

к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г. Краснодару

о признании незаконными действий

принятое в составе судьи Ивановой Н.В.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Севкавэнергомонтаж» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконными действий Инспекции ФНС России № 5 по г. Краснодару (далее – инспекция), выразившихся во включении в справку № 29072 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10 июня 2008 г. сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 16.01.2009 г. признаны незаконными действия Инспекции ФНС России № 5 по г. Краснодару, выразившиеся во включении в справку № 29072 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10 июня 2008 г. сумм задолженности:

- по пеням по налогу на прибыль в сумме 3 802 344,70 руб. (лист 1, колонка 7);

- по налогу на добавленную стоимость в сумме 589 864,74 руб. (лист 5, колонка 4);

- по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 13 146 715,17 руб., 797 570,20 руб. (лист 5, колонка 7);

- по пеням по налогу на прибыль городской бюджет в сумме 105 907,10 руб., 324 976,31 руб., 172 555,44 руб., 9 725,11 руб., 275,64 руб. (лист 6,7, колонка 7);

- по налогу на имущество в сумме 116 518,32 руб., 5 444,43 руб. (лист 7, колонка 4);

- по пеням по налогу на имущество в сумме 203 604,51 руб., 50 012,86 руб., 9 764,57 руб. (лист 7, колонка 7);

- по налогу на пользователей автодорог в сумме 646 377,25 руб., 30 155,17 руб., 19 450,77 руб. (лист 8, колонка 4);

- по пеням по налогу на пользователей автодорог в сумме 616 637,02 руб., 217 876,59 руб., 66 048,42 руб. (лист 8, колонка 7);

- по налогу с продаж в сумме 17 564,38 руб. (лист 9, колонка 4);

- по пеням по налогу с продаж в сумме 2 817,82 руб., 35 724,58 руб., 1001,15 руб., 6 353,23 руб., 1 518,69 руб. (лист 9, колонка 7);

- по сбору на нужды образования с юридических лиц в сумме 9 882,98 руб. (лист 9, колонка 4);

- по пеням по сбору на нужды образования с юридических лиц в сумме 5 804,72 руб., 34 287,22 руб., 4 015,06 руб., 2 850,44 руб., 3 557,82 руб. (лист 9,10, колонка 7);

- по пеням по сбору на благоустройство города и целевому сбору на милицию в сумме 5 385,78 руб., 416,63 руб. (лист 10, колонка 7);

- по пеням по прочим местным налогам и сборам в сумме 43 604,67 руб., 94 129,93 руб. (лист 11, колонка 7);

- по уплате в пенсионный фонд в сумме, 1 498 029,95 руб., 14 484 руб., 199 710 руб., 65 153,75 руб. (лист 11, колонка 4);

- по пеням по уплате в пенсионный фонд в сумме 2 148 786,22 руб., 482 371,64 руб., 2 110 030,74 руб., 290 163,81 руб. (лист 11, колонка 7), 180 130,68 руб., 4 406 845,24 руб. (лист 11, колонка 8);

- по налоговым санкциям по уплате в пенсионный фонд в сумме 17 560,51 руб., 457,80 руб., 1 037,40 руб., 1 003 руб. (лист 11, колонка 10);

- задолженности по уплате в фонд социального страхования в сумме 59 054,34 руб., 9 594 руб. (лист 11, колонка 4);

- по пеням по уплате в фонд социального страхования в сумме 132 010,60 руб., 83 863,54 руб., 6 521,07 руб. (лист 11, 12, колонка 7);

- по уплате в территориальный фонд медицинского страхования в сумме 3 437,20 руб. (лист 12, колонка 4); ;

-  по пеням по уплате в территориальный фонд медицинского страхования в сумме 86 108,10 руб. (лист 12, колонка 7);

- по пеням по уплате в фонд занятости в сумме 39 658,33 руб. (лист 13, колонка 7).

Суд обязал Инспекцию ФНС России № 5 по г. Краснодару устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Севкавэнергомонтаж», а именно выдать справку о состоянии расчетов по состоянию на 10 июня 2008 года. Решение мотивировано тем, что включение в справку о состоянии расчетов сумм задолженности, право на принудительное взыскание которых налоговый орган утратил, а также сумм, обоснованность начисления которых налоговым органом не доказана, является неправомерным. Неправильное отражение состава налоговых обязательств в справке о состоянии расчетов нарушает права общества.

Инспекция Федеральной налоговой службы №5 по г. Краснодару обжаловала  решение  суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просила решение отменить.

Податель жалобы полагает, что у инспекции нет основании для исключения сумм недоимки и задолженности по пеням из лицевого счета общества. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им воисполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 10.06.2008 г. ОАО «Севкавэнергомонтаж» обратилось в Инспекцию с просьбой предоставить справку о состоянии расчетов с бюджетом. 17.06.2008 Инспекция выдала справку № 29072 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10 июня 2008 года.

Не согласившись с включение в данную справку сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, общество обратилось в суд в порядке ст. 137-138 НК РФ.

При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд может признать действия (бездействие) государственного (иного) органа, должностного лица незаконными при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу пп. 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В отличие от выписки из лицевого счета справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо предусмотренным Налоговым кодексом РФ для выдачи налогоплательщику.

Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что ООО «Строительно-инвестиционная компания» письмом от 05.06.2008 № 3, ООО «Фирма Агрострой» письмом от 02.06.2008 № 61 запросили у общества справку о состоянии расчетов с бюджетом в целях подтверждения финансового благополучия общества и решения вопроса о возможности заключения договоров.

Таким образом, выдача справки с включением сумм задолженности без правовых оснований препятствует заключению контрактов с ООО «Фирма Агрострой», ООО «Строительно-инвестиционная компания».

Кроме того, ОАО «Севкавэнергомонтаж» является предприятием атомного энергетического комплекса Российской Федерации. Находящиеся в федеральной собственности акции предприятия согласно приложению № 6 к Указу Президента РФ от 27 апреля 2007 г. № 556 внесены в уставный капитал ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс». Обществу выдано Свидетельство об аккредитации на исполнение работ по ремонту оборудования атомных станций ФГУП Концерн «Росэнергоатом» № 0129 от 13.01.2006 г., лицензия № ДО-03-101-1147 от 26 июля 2006 г. на эксплуатацию блоков атомных станций, лицензия рег. № ГС-3-23-02-27-0-2312032555-015412-4 на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Справка о состоянии расчетов требуется для участия в тендерах на выполнение строительно-монтажных работ на объектах Концерна «Росэнергоатом» и иных объектах. При таких обстоятельствах, оспариваемые заявителем действия ИФНС России №5 по г.Краснодару нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы общества.

В обоснование того, что инспекцией отражены в справке сведения об обязательствах общества, в отношении которых истек срок давности взыскания, общество представило вступившие в законную силу судебные акты.

Судебными актами по делам № А-32-12670/2007-48/278, № А-32-43/2008-5/9 признано незаконным взыскание сумм, указанных в требованиях: № 106574 от 07.04.2005, №№ 107531, 107535, 107536, 107537, 107539, 107541 от 11.05.2005, в том числе: по налогу на имущество 119670,03 руб., пеням по налогу на имущество 464441,53 руб., по НДС в сумме 3607438,46 руб., пеням по НДС в сумме 17484913,81 руб., по задолженности в пенсионный фонд в сумме 1780753 руб., по пеням в пенсионный фонд в сумме 435088,98 руб., по налогу на пользователей автодорог в сумме 644814,46 руб., пеням по налогу на пользователей автодорог в сумме 724115,57 руб., по пеням по налогу на прибыль ФБ 3808239,03 руб., по пеням по налогу на прибыль ГБ 581439,18 руб., по пеням по сбору на благоустройство города 13201,44 руб., по сбору на нужды образования 9297,3 руб., по пеням по сбору на нужды образования 48056,2 руб., по налогу с продаж 16864,38 руб., по пеням по налогу с продаж 41329,85 руб., по задолженности в территориальный фонд медицинского страхования 3441,21 руб., по пеням в территориальный фонд медицинского страхования 79781 руб.

Судебными актами по делу № А-32-2640/2008-45/49 признано незаконным взыскание сумм, указанных в требовании № 52657 от 24.12.2007 по пеням в пенсионный фонд в сумме 4406845,24 руб.

Судебными актами по делу № А-32-22026/07-34/456 признано незаконным взыскание сумм, указанных в требовании № 11296 от 19.09.2007 по пеням по налогу на прибыль в городской бюджет в сумме 372483,55 руб.

Судебными актами по делу № А-32-14067/2007-11/298 признано незаконным взыскание сумм, указанных в требовании № 3723 от 27.04.2007.

Судебными актами по делу № А-32-14733/07-34/367 признано незаконным взыскание сумм, указанных в требовании № 46735 от 13.12.2006, в том числе: по НДС 270179,51 руб., по пеням по НДС в сумме 7000425,53 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу n А32-27374/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также