Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 n 15АП-11190/2009 по делу n А32-19321/2009-63/325 По делу об отмене решения налогового органа в части доначисления НДФЛ.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2010 г. N 15АП-11190/2009
Дело N А32-19321/2009-63/325
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батехиной Ю.П.
при участии: от заявителя: Соколянская Н.В., представитель по доверенности от 25.11.2009 г.,
от заинтересованного лица: Алексеенко Д.Ю., представитель по доверенности от 01.12.2009 г.
Комендант Л.Ю., представитель по доверенности от 21.12.2009 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09 октября 2009 г. по делу N А32-19321/2009-63/325
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АПК "Платнировский"
к заинтересованному лицу ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края
о признании решения недействительным в части
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АПК "Платнировский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения инспекции N 09-22-1722ДСП от 19.03.2009 г. в части доначисления НДФЛ за 2006 г. в сумме 197 755 рублей, пени по НДФЛ за 2006 г. в сумме 166 719 рублей, штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 139 387,20 руб.
Решением суда от 09 октября 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов. При расчетах с физическими лицами по договору аренды в 2005 - 2007 годах, по договорам подряда, а также при выделении материальной помощи и денежных средств для осуществления физическими лицами определенных действий общество не исчисляло и не удерживало НДФЛ. Налоговая инспекция данный факт не оспаривает.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.10.2009 г. и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, ошибочен вывод суда о том, что обязанность по исчислению и уплате НДФЛ в случае его неисчисления и неудержания налоговым агентом, возлагается на налогоплательщиков - физических лиц. У суда не было оснований признавать незаконным решение в части начисления пени и штрафа по НДФЛ полностью, так как в соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 г. N 16058/05 в данном случае налоговые органы имеет право взыскать с организации штраф на основании ст. 123 НК РФ, взыскать сумму пени.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда от 09 октября 2009 г. отменить, принять новый судебный акт. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 года (в том числе вопросы удержания, перечисления по НДФЛ за период с 01.01.2005 по 31.12.2007).
По результатам проверки составлен акт от 20.11.2008 N 09-36-6435ДСП и вынесено решение от 19.03.2009 N 09-22-1722ДСП, которым обществу начислены ЕСХН за 2006 г., земельный налог за 2005 и 2006 г.г., НДФЛ за 2006 г. в общей сумме 307 235 руб., пени по указанным налогам в общей сумме 188 666 руб. 85 коп., штрафы по п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 1 ст. 123 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ, п. 2 ст. 119 НК РФ в общей сумме 204 938 руб. 30 коп.
Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю. Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 16.06.2009 N 16-12-300-752 апелляционная жалоба общества частично удовлетворена. Решение налоговой инспекции от 19.03.2009 N 09-22-1722ДСП отменено в части штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2005, 2006 г.г. в сумме 294,6 руб., п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление отчетов по авансовым платежам по земельному налогу за 2005, 2006 г.г. в сумме 100 руб., п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 705 руб. 10 коп., пени по земельному налогу в сумме 72 руб. 11 коп., недоимки по земельному налогу за 2005, 2006 г.г. в сумме 1 473 руб. В остальной части решение налоговой инспекции утверждено.
Общество обжаловало решение налоговой инспекции в части доначисления НДФЛ за 2006 год в сумме 197 755 рублей, пени по НДФЛ в сумме 166 719 рублей, штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 139 387 рублей 20 копеек в арбитражный суд.
Налоговая инспекция при начислении НДФЛ за 2006 год в сумме 197 755 рублей, пени по НДФЛ за 2006 год в сумме 166 719 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 123 НК РФ в сумме 139 387 рублей 20 копеек исходила из того, что в 2005 - 2007 годах обществом не исчислен и не удержан НДФЛ, полученный физическими лицами в виде денежных средств и натуральной оплаты за сдачу в арену земельных долей (паев); в 2007 г. обществом не исчислен и не удержан НДФЛ с материальной помощи, полученной физическим лицом; в 2007 году обществом не исчислен и не удержан НДФЛ, полученный физическими лицами в виде денежных средств за предоставление услуг, совершение определенных действий.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
В силу ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налога налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то есть налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщик), а не третьим лицам.
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. В силу п. 2 ст. 45 НК РФ если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 Кодекса.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.
Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом. В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Согласно ст. 207 Кодекса плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками, а в силу ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.
В ст. 223 Кодекса указано, что датой фактического получения дохода налогоплательщиком в целях исчисления налога на доходы физических лиц признается дата фактического получения им дохода.
В силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет удержанную сумму налога на доходы физических лиц. Согласно п. 2 этой статьи исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, персонально по каждому налогоплательщику (п. 1 ст. 230 и п. 3 ст. 24 НК РФ).
Как видно из материалов дела, выездной налоговой проверкой установлено нарушение обществом ст. 24 НК РФ, ст. 226 НК РФ, в соответствии с ст. 75 НК РФ исчислена пеня на сумму исчисленного удержанного и не перечисленного в бюджет налога.
Сумма задолженности по уплате налога в бюджет составила 197 755 руб., сумма начисленной пени составляет 52 112 руб. и штрафа по ст. 123 НК РФ (197755 руб. x 20%)= 39 551 руб. (приложение к акту проверки N 51).
В материалы дела представлены договор аренды земельного участка от 27.09.2002, акты сверок взаимных расчетов (т. 1, л.д. 45), расходные кассовые ордера, выписки из реестра нотариальных действий, протоколы допроса свидетелей, оборотно-сальдовые ведомости за 2005 - 2007 г., реестры физических лиц, составленных налоговым инспектором.
Сумма задолженности по уплате в бюджет НДФЛ в размере 197 755 руб. складывается из суммы, приходящейся на работников предприятия 5 086 руб. и из суммы, приходящейся на физических лиц, получивших только натуроплату 192 669 руб.
Сумма штрафа соответственно составляет на сумму налога 5 086 руб. - 1 017 руб. 20 коп. и на сумму налога 192 669 руб. - 533,80 руб.
Сумма пени, начисленная по реестру по своевременности и полноте исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет за период 01.01.2005 - 31.12.2007 г. (приложение N 51 к акту проверки) составляет 52 112 руб., в том числе за период 01.01.2005 - 31.12.2006 г. - 543 руб. и соответственно сумма пени, приходящейся на сумму налога 197 755 руб. - 48 569 руб. делится соответственно на сумму пени работников - 1 263 руб. и сумму пени 47 306 руб., приходящейся на сумму налога, удержанного с физических лиц, получивших только натуроплату.
Налоговой инспекцией проведены дополнительные контрольные мероприятия с целью подтверждения факта исчисления, удержания налога на доходы физических лиц в 2006 году с дохода, полученного в виде арендной платы за сдачу, в аренду земельных долей (паев). Проведенные дополнительные мероприятия налогового контроля по мнению налоговой инспекции, подтвердили, что у предприятия имелась возможность удержать налог с арендодателей путем уплаты ими налога денежными средствами или путем недополученной продукции.
Как следует из материалов дела в ходе выездной налоговой проверки были установлены нарушения обществом обязанности налогового агента, в связи с чем обществу предложено удержать доначисленный налог в сумме 499 181 руб., в том числе за 2005 г. - 118 199 руб., в том числе: 115 113 руб. с дохода, полученного физическими лицами в виде натуральной оплаты за сдачу в аренду земельных долей (паев), приложение N 34 к акту проверки; 3 086 руб. с дохода, полученного в кассе предприятия (арендная плата), приложение N 35 к акту проверки.
За 2006 г. - 2024 руб., в том числе: - 2024 руб. с дохода, полученного в кассе предприятия (арендная плата), приложение N 40 к акту проверки.
За 2007 г. - 378958,0 руб., в том числе: 251597,0 с дохода, полученного физическими лицами в виде натуральной оплаты за сдачу в аренду земельных долей (паев), приложение N 43 к акту проверки; 98927,0 руб. с дохода, полученного в кассе предприятия (арендная плата), приложение N 44 к акту проверки; 780,0 руб. с дохода, полученного работником в виде материальной помощи, приложение N 45 к акту проверки; 3250, 0 руб. с дохода, полученного Коваленко Е., приложение N 46 к акту проверки; 259,0 руб. с дохода, полученного физическими лицами в кассе предприятия, приложение N 47 к акту проверки; 728,0 руб. с дохода, полученного физическими лицами в виде уплаты госпошлины, приложение N 48 к акту проверки; 23417,0 руб. с дохода, полученного работниками по договорам подряда, приложение N 49 к акту проверки.
Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: ст. 123 НК РФ за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, что влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению, так сумму доначисленного налога 499 181 умножить на 20% = 99 836, 20 руб.
По результатам проверки налоговая инспекция указала, что обществом в проверяемый период допущены следующие нарушения указанных норм,
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 n 15АП-11170/2009 по делу n А32-21339/2008 По делу о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени за просрочку уплаты таможенных платежей.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также