Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 n 15АП-12770/2009 по делу n А32-18706/2009 По делу о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов и об обязании произвести возврат.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2010 г. N 15АП-12770/2009
Дело N А32-18706/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.
судей Л.А. Захаровой, Е.В. Андреевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Белоглинский элеватор": Леднева Елена Анатольевна по доверенности от 28.01.2010 года N 37,
от Новороссийской таможни: не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08 октября 2009 года по делу N А32-18706/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белоглинский элеватор"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов и об обязании произвести возврат 310000 руб.,
принятое судьей Егоровым А.Е.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Белоглинский элеватор" (далее - ООО "Белоглинский элеватор") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным решения таможни об отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 310000 рублей и обязании произвести возврат денежных средств в сумме 310000 рублей на расчетный счет общества.
Решением суда от 08 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, поскольку подача полной декларации рассматривается как отдельная операция таможенного оформления.
Новороссийская таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. От Новороссийской таможни в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя таможни.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие таможни, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ООО "Белоглинский элеватор" в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в период 2006 - 2008 годов ООО "Белоглинский элеватор" осуществляло вывоз с территории РФ товара - пшеницы. Вывоз оформлялся путем подачи следующих временных таможенных деклараций: 10317060/041106/0012094; 10317060/210107/0000752, 10317060/260307/0004661; 10317060/300507/0008925; 10317060/190607/0010108; 10317100/280708/0000567; 10317100/180808/0000927; 10317100/120908/0001431; 10317100/021008/0001734; 10317100/311008/0002289, при подаче которых обществом были уплачены таможенные платежи в общей сумме 440000 рублей (л.д. 37 - 59).
В последующем обществом "Белоглинский элеватор" по указанным выше операциям экспорта были оформлены полные таможенные декларации: 10317060/141006/001097, 10317060/210207/0002649, 10317060/190407/0006334, 10317060/130607/0009710, 10317060/270607/0010659, 10317100/270808/0001104, 10317100/091108/0002397, 10317100/271108/0003013 (л.д. 19 - 36). При подаче полных таможенных деклараций ООО "Белоглинский элеватор" также оплатило таможенные сборы в общей сумме 310000 рублей. Оплата произведена платежными поручениями N 718 от 11.10.2006 года на сумму 50000 рублей, N 28 от 18.01.2007 года на сумму 20000 рублей, N 135 от 22.03.2007 года на сумму 20000 рублей, N 265 от 23.05.2007 года на сумму 20000 рублей, N 296 от 07.06.2007 года на сумму 50000 рублей, N 726 от 18.08.2008 года на сумму 50000 рублей, N 4 от 21.10.2008 года на сумму 50000 рублей, N 52 от 06.11.2008 года на сумму 50000 рублей (л.д. 10 - 18).
В апреле 2009 года ООО "Белоглинский элеватор" обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате 310000 рублей, излишне уплаченных при подаче полных ГТД таможенных сборов.
Решением от 27.04.2009 года, выраженным в письме N 13-13/10098, Новороссийская таможня отказала обществу в возврате денежных средств, мотивировав тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 года N 220 при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Считая незаконными действия таможни по отказу в возврате денежных средств в сумме 310000 рублей, ООО "Белоглинский элеватор" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (п. 2 ст. 355 ТК РФ). При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 355 ТК РФ).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 4 ст. 355 ТК РФ).
Статьей 357.10 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 определены ставки таможенных сборов.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (в редакции, действовавшей в период уплаты спорных платежей) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 г. N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 г. N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 г. N КАС06-267 указал, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
В соответствии с письмом ФТС России от 25.08.08 г. N 01-11/34707 "О таможенных сборах за таможенное оформление" при применении периодического временного декларирования российских товаров, установленного ст. 138 ТК РФ, таможенные сборы за таможенное оформление должны уплачиваться только при подаче временной таможенной декларации. Данным письмом указано на неприменение абз. 12 письма ФТС России от 29.12.04 г. N 01-06/12890 "О таможенных сборах", в части уплаты сборов при применении периодического временного декларирования.
С учетом изложенного установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 г. N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, а в силу ТК РФ к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
С учетом изложенного у Новороссийской таможни отсутствовали правовые основания для повторного взыскания таможенных сборов с общества "Белоглинский элеватор" при подаче полных таможенных деклараций, а потому таможенные сборы в размере 310000 руб. являются излишне уплаченными и подлежат возврату обществу в силу ст. 355 ТК РФ.
Согласно письму ФТС России от 08.10.2008 года N 01-11/41807 возврат суммы таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченные при подаче полных таможенных деклараций подлежит осуществлению только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников ВЭД.
Отказывая в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, Новороссийская таможня необоснованно сослалась на Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 год N 220.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 года N 220 Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 года N 863 дополнено пунктом 7.1, согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 Постановления при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.
Из материалов дела следует, что декларирование осуществлялось ООО "Белоглинский элеватор" до вступления в законную силу положений Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 года N 220, а потому оно не подлежит применению в настоящем случае. Постановление вступило в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, т.е. 25.03.2009 года, обратной силы не имеет и не может быть применено к правоотношениям, возникшим до 25.03.2009 года.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не принимает доводы Новороссийской таможни, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Полно и всесторонне исследовав фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований ООО "Белоглинский элеватор".
Решение суда от 08 октября 2009 года является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможни отсутствуют.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на Новороссийску таможню, которая в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты при рассмотрении дел арбитражным судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 октября 2009 года по делу N А32-18706/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
Е.В.АНДРЕЕВА

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 n 15АП-12738/2009 по делу n А53-22007/2009 По делу о признании недействительным государственного контракта и применении последствий недействительности сделки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также