Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 n 15АП-11048/2009 по делу n А32-8215/2009-69/62 По делу о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на данный участок.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2010 г. N 15АП-11048/2009
Дело N А32-8215/2009-69/62
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2009 по делу N А32-8215/2009-69/62,
принятое в составе судьи Гладкова В.А.,
по заявлению Администрации муниципального образования город-курорт Анапа
к госрегистратору Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю Фромму С.В.
Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права
установил:
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:01 01 054:0089; об обязании Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 01 054:0089 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых протокольным определением от 26.05.2009 в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 98, 103)).
Заявленные требования мотивированы тем, что в силу частей 7, 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ спорный земельный участок находится в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности. Регистрационная служба отказала в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, указав, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности и, в силу п. 12 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, положения статьи 1 указанного Закона не распространяются на земельные участки, расположенные одновременно в границах курортов федерального значения и в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения. Между тем, факт нахождения спорного земельного участка в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения, кроме как в границах курорта федерального значения Анапа, документально не подтвержден. В отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, выписка из реестра федерального имущества не имеет правового значения для установления факта принадлежности спорного участка Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:01 01 054:0089 признан незаконным; Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю обязано зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный земельный участок. Решение суда мотивировано тем, что Администрация представила регистрационной службе все необходимые документы, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности. В отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих право федеральной собственности на спорный земельный участок, у регистрационной службы не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права.
Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2009, в удовлетворении заявленных требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Администрация при обращении за государственной регистрацией права муниципальной собственности на спорный земельный участок не подтвердила факт отнесения данного участка к землям, которые в силу пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ подлежат передаче в собственность муниципальных образований на территории которых они расположены. Государственным регистратором на основании запроса была получена выписка из реестра федерального имущества, согласно которой спорный земельный участок внесен в указанный реестр. В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ положения статьи 1 указанного Закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территориях.
Администрация в отзыве апелляционную жалобу не признала, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Заявитель указал, что с момента введения в действие Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, спорный земельный участок был отнесен к муниципальной собственности города-курорта Анапа.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю апелляционную жалобу поддержала, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить, в удовлетворении иска отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, представитель Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа Николенко О.А. обратилась в Анапский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 01 054:0089, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 133 (л.д. 20 - 22).
В качестве правоустанавливающего документа заявителем была представлены выписка из реестра объектов муниципальной собственности от 19.12.2008, согласно которой спорный земельный участок был включен в реестр муниципальной собственности на основании Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ (л.д. 23).
Уведомлением от 20.01.2009 N 26/149/2008-306 государственный регистратор известил администрацию о приостановлении государственной регистрации на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ввиду возникновения у госрегистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. Для устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации регистрационной службой был направлен запрос в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю о предоставлении информации о наличии либо отсутствии в реестре объектов федерального имущества сведений о спорном земельном участке (л.д. 18 - 19).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в ответ на запрос представило в материалы дела выписку из реестра федерального имущества от 09.02.2009, согласно которой, земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 01 054:0089, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 133 был учтен в реестре федерального имущества на основании ст. 17 ЗК РФ, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425, Распоряжения Правительства РФ от 12.04.1996 N 591-р, Постановления Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 N 45 (л.д. 17).
Сообщением об отказе в государственной регистрации N 26/149/2008-306 государственный регистратор уведомил Администрацию об отказе в государственной регистрации прав на спорный земельный участок в силу абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства. Отказ мотивирован тем, что в материалы регистрационного дела была представлены выписка из реестра федерального имущества, согласно которой спорный земельный участок является федеральной собственностью. В силу п. 12 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ положения статьи 1 указанного Закона не распространяются на земельные участки, расположенные одновременно в границах курортов федерального значения и в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Администрация муниципального образования город-курорт Анапа обжаловала отказ в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Из материалов дела следует, что в качестве документа - основания государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 01 054:0089, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 133 заявителем была представлена выписка из реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа, выданная 19.12.2008 (л.д. 10).
Отказывая в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, регистрационная служба указала, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 01 054:0089, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Ивана Голубца, 133 включен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской от 09.02.2009 (л.д. 17).
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 95 и пункту 1 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов государственной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
На основании статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статьи
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 n 15АП-10792/2009 по делу n А53-12300/2009 По делу об обязании освободить и возвратить арендодателю по акту приема-передачи земельный участок.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также