Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2011 по делу n А25-1619/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                Дело № А25-1619/2010

01 августа 2011 года                                                                 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 года,

постановление изготовлено в полном объеме  01 августа 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Егорченко И.Н., судей Джамбулатова С.И., Фриева А.Л., при   ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО «Висма» и Мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.04.2011 по делу №А25-1619/2010 по иску ЗАО «Висма» к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным отказа в продлении договора аренды земельного участка № 128 от 31.10.2007 и обязании продлить действие договора, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:  Мэрии муниципального образования города Черкесска, Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики и РГУ «Кубанское лесничество» (судья Шишканов Д.Г.), при участии в судебном заседании представителей ЗАО «Висма» - Саитовой А.А. (доверенность №12 от 11.01.2011) представителя Мэрии муниципального образования города Черкесска: Вальшоковой Н.В.  (доверенность №47-01 от 17.01.2011) в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Висма» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) о признании незаконными действий по отказу в продлении срока действия договора аренды земельного участка № 128 от 31.10.2007 и обязании продлить срок действия договора аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 09:04:01 24:005:0001, расположенного в юго-западной части города Черкесска, общей площадью 40 000 кв.м., в том числе 9 363 кв.м покрытых лесом, под строительство рыбоводческого пруда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Мэрия муниципального образования города Черкесска  (далее – мэрия), Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление), РГУ «Кубанское лесничество».

Решением суда от 29.04.2011 в удовлетворении требований ЗАО «Висма» отказано. Судебный акт мотивирован тем, что переданный обществу в аренду земельный участок находится на территории городских лесов. Решением Черкесского городского суда от 29.01.2009 на мэрию возложена обязанность по принятию городских лесов общей площадью 1059 на, находящихся в границах муниципального образования «город Черкесск», в муниципальную собственность. Министерство не вправе распоряжаться спорным земельным участком.

Общество и мэрия обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда  от 29.04.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.  Общество указывает, что решение Черкесского городского суда от 26.01.2009 фактически не исполнено, границы и статус городских лесов до настоящего времени не определены, в связи с чем право распоряжения спорным земельным участком принадлежит министерству.

Мэрия ссылается на отсутствие на территории города Черкесска городских лесов, а также применение судом закона, не подлежащего применению к спорным правоотношениям, а именно Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». По мнению мэрии, общество имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

В судебном заседании представители общества и мэрии поддержали доводы, приведенные в апелляционных жалобах.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, выслушав представителей общества и мэрии, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.04.2011 по делу №А25-1619/2010 является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Черкесска № 194 от 23.01.2003 утвержден акт выбора земельного участка под строительство обществом рыбоводческого пруда от 21.05.2002, утвержден проект границ земельного участка площадью 4,0 га, в том числе  покрытых лесом 0,9363 га, сформированного на территории городских лесов в квартале 12 выдел 4,36. Пунктом 2 указанного постановления предварительно согласовано место размещения рыбоводческого пруда, заявителю разрешили проведение проектно-изыскательных работ с условием сохранения лесных насаждений. На нахождение испрашиваемых для строительства пруда земель в составе городских лесов также указано в заключении Комитета города Черкесска по земельным ресурсам и землеустройствам № 30 от 09.04.2002 по результатам акта выбора участка и разработке проекта. Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденным приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Карачаево-Черкесской Республике № 130 от 25.04.2003, материалы рабочего проекта «Пруд на территории Пригородного лесничества Кубанского лесхоза в Карачаево-Черкесской Республике» рекомендованы к дальнейшей реализации.

Постановлением Главы города Черкесска № 3189 от 24.07.2003 спорный земельный участок изъят из земель городских лесов в юго-восточной части города Черкесска и предоставлен обществу в аренду под строительство рыбоводческого пруда сроком до 01.07.2004, под городскими лесами оставлен участок площадью 1055 га.

На основании указанного постановления между Администрацией города Черкесска (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земель № 5713 от 01.10.2003. Цель предоставления участка – строительство рыбоводческого пруда, срок договора аренды – до 01.07.2004. По условиям указанного договора застройка земельного участка должна быть осуществлена арендатором в соответствии с его целевым назначением по проекту, согласованному в установленном порядке. Земельный участок передан в аренду обществу по акту приема-передачи недвижимости от 01.10.2003.

Постановлением Главы города Черкесска №3866 от 28.07.2004 срок аренды земельного участка продлен с 01.07.2004 до 30.06.2005.

23.10.2007 земельный участок площадью 40 000 кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 09:04:01 385:0001 и указанием категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под строительство рыбоводческого пруда».

31.10.2007 Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в целях приведения арендных отношений с ЗАО «Висма» по договору, заключенному с Администрацией города Черкесска от 01.10.2003 № 5713, в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики №56-РЗ от 26.07.2007 «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Особенности регулирования земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике», принято распоряжение №740 о заключении договора аренды с ЗАО «Висма» на земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 09:04:01 385:0001, расположенный на юго-западной части города Черкесска, общей площадью 40 000 кв.м, в том числе 9 363 кв.м покрытых лесов, под строительство рыбоводческого пруда, сроком действия до 25.10.2008.

31.10.2007 между Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и обществом заключен договор аренды указанного земельного участка № 128 сроком до 25.10.2008.

27.07.2010 общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 09:04:01 385:0001, расположенный на юго-западной части города Черкесска, общей площадью 40 000 кв.м, в том числе 9 363 кв.м покрытых лесов, под строительство рыбоводческого пруда, сроком на 11 месяцев.

Письмом от 10.09.2010 № 2938-03 Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики отказало в продлении срока договора аренды земельного участка от 31.10.2007 № 128, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории городских лесов. В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Также сообщено, что решением Черкесского городского суда от 26.01.2009 о приведении статуса городских лесов в соответствие с действующим лесным законодательством, на Думу муниципального образования города Черкесска возложена обязанность вынести решение о принятии городских лесов в муниципальную собственность и определить орган, осуществляющий ведение лесного хозяйства, муниципальный лесной контроль, надзор, охрану и защиту лесов, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. 

Не согласившись с отказом министерства в продлении срока договора аренды № 128 от 31.10.2007, общество в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований общество указало, что на спорном участке им возведен объект недвижимого имущества - пруд. Право собственности на данный объект недвижимости не может быть зарегистрировано в установленном законом порядке в отсутствие договора аренды.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к рекреационным. Земельные участки в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

Городские леса и лесопарки относятся к защитным лесам. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (статья 102 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Согласно постановлению

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2011 по делу n А63-8853/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также