Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по делу n А25-805/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г. Ессентуки

18 октября 2011 года                                                          Дело № А25-805/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мельникова И.М.,

судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.07.2011 по делу № А25-805/2011

по заявлению Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Международная, 176 «а»)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ленина, 38),

с участием третьего лица: Карачаево - Черкесского государственного унитарного предприятия «Карачаевское управление эксплуатации сельскохозяйственных водопроводов» (Карачаевский район, пос. Правокубанский, ИНН 0905004883, ОГРН 1020900775169)

об оспаривании решения и предписания (судья Шишканов Д.Г.)

при участии в судебном заседании представителей:

от Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам: Урусова И.А. – представителя по доверенности от 11.05.2011№ 005, Пенганова Х.Р. - по доверенности от 12.05.2011 № 006,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике: Матакаева И.И. - представителя по доверенности от 29.11.2010                                  № 2810-1/3, Братчикова И.А. – представителя по доверенности от 11.05.2011                            № 1280-1/14,

в отсутствие в судебном заседании представителей:

Карачаево - Черкесского государственного унитарного предприятия «Карачаевское управление эксплуатации сельскохозяйственных водопроводов» - извещено 16.09.2011 (уведомление 526610)

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - управление по тарифам, исполнительный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган, антимонопольное управление) о признании недействительными ненормативных правовых актов - решения от 13.04.2011 по делу № 23 о нарушении законодательства о защите конкуренции и предписания от 13.04.2011 № 16 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Определением суда от 20.06.2011к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Карачаево-Черкесское Республиканское государственное унитарное предприятие «Карачаевское управление эксплуатации сельскохозяйственных водопроводов» (далее по тексту - предприятие).

Решением от 22.07.2011 суд удовлетворил требования управления по тарифам, признав недействительными как несоответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 13.04.2011 по делу №23 о нарушении законодательства о защите конкуренции и предписание от 13.04.2011 № 16 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Суд пришел к выводу о том, что управление необоснованно усмотрело нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях заявителя по установлению тарифа на оказываемые предприятием услуги по водоотведению для населения на 2011 год.

Не согласившись принятым судебный актом, антимонопольное управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемых решения и предписания законными.

В обоснование жалобы антимонопольный орган указал на то, что в силу норм действующего законодательства тариф должен был экономически обоснован, законом предусмотрена процедура регулирования тарифов и надбавок на коммунальные услуги выше максимальных и ниже минимальных предельных индексов, а потому приведение тарифа до установленного управлением по тарифам экономически обоснованного уровня является основанием для пересмотра тарифа.

В отзыве на апелляционную жалобу управление по тарифам просило обжалуемое решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства предприятие явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является  препятствием к рассмотрению дела.

Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали заявленные правовые позиции.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав в судебном заседании представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, управление по тарифам является органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и осуществляет свою деятельность в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) и контроля за тарифами (ценами) в соответствии с «Положением о Главном управлении Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам», утвержденным Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 22.07.2010 № 143.

Управлением по тарифам было принято постановление от 30.11.2010№ 105                  «Об утверждении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, оказываемые Карачаево-Черкесским государственным унитарным предприятием «Карачаевское управление эксплуатации сельскохозяйственных водопроводов» на 2011 год».

В антимонопольное управление обратился Прокурор Карачаево-Черкесской Республики (исх. от 15.02.2011 № 7-30-2011) по вопросу проведения проверки постановления заявителя от 30.11.2010 № 105 на предмет завышения регулируемых тарифов на коммунальные услуги.

Антимонопольным управлением факта завышения регулируемых тарифов на коммунальные услуги в постановлении от 30.11.2010 № 105 не было установлено, поскольку увеличение тарифов предприятия на услуги водоотведения и водоснабжения на 2011 год по сравнению с тарифами 2010 года было произведено заявителем на 15 % в пределах максимального предельного индекса, установленного постановлением исполнительного органа от 18.10.2010№ 81 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг по городским и сельским поселениям муниципальных районов и городским округам Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год».

Вместе с тем в ходе анализа представленных заявителем материалов антимонопольный орган усмотрел другое нарушение, выразившееся в дифференциации заявителем тарифа на оказываемые населению услуги по водоотведению в отношении населенных пунктов Карачаевского района - поселков Правокубанский и Орджоникидзевский.

В порядке осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите конкуренции антимонопольное управление 29.03.2011 возбудило дело № 23 по факту нарушения управлением по тарифам статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», создало комиссию по рассмотрению этого дела.

По результатам рассмотрения дела оспариваемым решением от 13.04.2011 заявитель признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении постановлением от 30.11.2010 № 105 предприятию различных тарифов на водоотведение для населения п.Правокубанский (12,63 руб. за 1 куб.м. без учета НДС) и п. Орджоникидзевский (5,18 руб. за 1 куб.м. без учета НДС).

На основании решения от 13.04.2011 антимонопольное управление выдало заявителю предписание от 13.04.2011 № 16, которым обязало прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи Закона О защите конкуренции и в этих целях в срок не позднее 04.05.2011 внести изменения в постановление от 30.11.2010№ 105 путем исключения дифференциации тарифов по услуге на водоотведение в п.Правокубанский и п. Орджоникидзевский. Об исполнении выданного предписания заявителя обязали сообщить в срок не позднее 06.05.2011.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, управление по тарифам обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который посчитал доводы исполнительного органа обоснованными и подлежащими удовлетворению, указав следующее.

Из материалов дела видно, что до мая 2008 года обслуживание водопроводных и канализационных сетей п. Орджоникидзевский и оказание населению услуг по водоотведению производилось муниципальным унитарным предприятием «Шахтер».

Тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, предоставляемые населению и предприятиям Карачаевского городского округа, в том числе населению п. Орджоникидзевский, в тот период заявителем не регулировались и были установлены решением Думы Карачаевского городского округа от 14.01.2008 № 17-3. Так, тариф по водоотведению для населения п. Орджоникидзевский был установлен в размере 2,56 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).

В связи с тем, что предусмотренные решением Думы Карачаевского городского округа от 14.01.2008 № 17-3 тарифы изначально были установлены на уровне ниже экономически обоснованных величин, муниципальному унитарному предприятию «Шахтер» из бюджета Карачаевского городского округа выделялись суммы дотаций на покрытие убытков данной организации.

Распоряжением мэра Карачаевского городского округа от 22.05.2008№ 180-р в связи с убыточностью муниципального унитарного предприятия «Шахтер» водопроводные и канализационные сети п. Орджоникидзевский были переданы в управление предприятию. В пункте 3 данного распоряжения было предусмотрено, что водопроводные сети п. Орджоникидзевский переводятся на самотечный водопровод с сохранением тарифов, ранее утвержденных решением Думы Карачаевского городского округа от 14.01.2008 № 17-3.

С 2009 года установление тарифов на оказание предприятием услуг по водоотведению для населения п. Орджоникидзевский производится заявителем.

Так, постановлением от 14.11.2008 № 29 тариф на водоотведение в отношении населения данного поселка на 2009 год был установлен в размере 3,61 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), постановлением от 17.11.2009 № 30 (с учетом внесения в него изменений постановлением от 19.03.2010 № 14) данный тариф на 2010 год был установлен в размере 4,51 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).

В числе документов, представленных заявителю Предприятием (исх. от 08.10.2010 № 82) для расчета тарифов, имеется расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы отвода сточной жидкости, согласно которому предприятием был указан предполагаемый предварительный тариф на водоотведение в размере 12,63 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).

Из имеющегося в деле заключения рабочей группы исполнительного органа и материалов, представленных предприятием при установлении тарифов, видно, что экономически обоснованный тариф на услуги по водоотведению для населения был определен заявителем в размере 12,63 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).

При издании постановления от 30.11.2010№ 105 заявителем экономически обоснованные тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2011 год были установлены на уровне действовавших в 2010 году, в частности, тариф на водоотведение по населению п. Правокубанский оставлен на уровне 12,63 руб. за 1 куб. м. (без учета НДС).

Из постановления от 30.11.2010 № 105 и протокола заседания правления исполнительного органа по вопросу установления тарифов на оказание предприятием услуг по водоснабжению и водоотведению видно, что в целях обеспечения доступности платы граждан за коммунальные услуги и соблюдения установленных ограничений роста размера платы за коммунальные услуги тариф на водоотведение для населения п. Орджоникидзевский был увеличен по сравнению с действовавшим в 2010 году на 15 % и составил 5,18 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).

Поскольку постановлением исполнительного органа от 18.10.2010 № 81 предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг по городским и сельским поселениям муниципальных районов и городским округам Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год был определен в размере 115 %, увеличение на 2011 год размера тарифа на водоотведение для населения п. Орджоникидзевский заявителем при издании постановления от 30.11.2010 № 105 было произведено в пределах максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Таким образом, основным доводом управления по тарифам в обоснование установления различных цен на водоотведение для населения п.Правокубанский и п. Орджоникидзевский, является довод об установлении изначально низкого тарифа для населения п. Орджоникидзевский по сравнению с другими населенными пунктами и невозможность повышения тарифа на водоотведение единовременно более чем на 15%.

Антимонопольный орган посчитав, что постановление Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 30.11.2010 № 105 об установлении различных тарифов на водоотведение для населения п. Правокубанский и п. Орджоникидзевский нарушает конкурентный баланс хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории указанных поселков, принял решение от 13.04.2011, которым управление по тарифам признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также вынес предписание от 13.04.2011 № 16, которым обязало управление по тарифам прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьиЗакона О защите конкуренции и в этих целях в срок не позднее 04.05.2011 внести изменения в постановление от 30.11.2010№ 105 путем исключения дифференциации тарифов по услуге на водоотведение в п.Правокубанский и п. Орджоникидзевский. Об исполнении выданного предписания заявителя обязали сообщить в срок не позднее 06.05.2011.

Апелляционный суд, повторно рассмотрев представленные в деле доказательства, выслушав доводы сторон, считает, что оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется, ввиду следующего.

Согласно части 1

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по делу n А63-3882/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также