Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по делу n А63-3466/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                            

21 октября 2011 года                                                                                Дело № А63-3466/2011  

Резолютивная часть постановления объявлена  19 октября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Жукова Е.В. (судья-докладчик),

судей: Винокуровой Н.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                   Карповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Байсад» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2011 года по делу № А63-3466/2011 (судья Кузьмина М.Н.)

по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района» (ИНН: 2609014934, ОГРН: 1022602224281, Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, ул. Правды, 8) к закрытому акционерному обществу «Байсад» (ИНН: 2628009249, ОГРН: 1022601311578, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 24) о взыскании задолженности по оплате за потребление услуги водоотведения (сброс загрязняющих веществ) в сумме 240 839 руб. 21 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района» - Нуралиевой Т.В. по доверенности № 35 от 09.09.2011 и Сластухиной Л.В. по доверенности № 38 от 20.09.2011,

в отсутствие закрытого акционерного общества «Байсад», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

У С Т А Н О В И Л:

государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района» (далее – предприятие, поставщик, истец) обратилось с иском к закрытому акционерному обществу «Байсад» (далее – общество, абонент, ответчик) о взыскании задолженности по оплате за потребленные услуги водоотведения (сброс загрязняющих веществ) в сумме 240 839 руб. 21 коп. (уточненные требования, принятые в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

Решением Арбитражного суда  Ставропольского края от 18.07.2011 года по делу  № А63-3466/2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате за потребленные услуги водоотведения (сброс загрязняющих веществ) в сумме 240 839 руб. 21 коп. С общества в доход федерального бюджета взыскана 7816 руб. 78 коп. государственной пошлины.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2011 года по делу № А63-3466/2011, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального права, а также ненадлежащую оценку представленных в материалы дела доказательств.

До начала судебного заседания от общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с невозможностью явки в судебное заседание его представителя по причине болезни.

Согласно части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

Отложение судебного заседания по данной причине является правом, а не обязанностью суда.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку болезнь представителя организации не является уважительной причиной для отложения судебного заседания. Обращаясь с ходатайством, общество не обосновало невозможность направления для участия в судебном заседании иного представителя либо руководителя организации, а также не указало на намерение представить дополнительные доказательства, которые по уважительным причинам не были представлены в суд первой инстанции. Учитывая, что позиция общества подробно изложена в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, как законное и обоснованное, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы отзыва по изложенным в нем основаниям.

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2011 года по делу № А63-3466/2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав представителя предприятия, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2011 года по делу № А63-3466/2011 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, между предприятием (поставщик) и обществом (потребитель, абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 234 от 11.01.2010, по условиям которого поставщик обязуется обеспечивать подачу питьевой воду и принимать сточные воды, а потребитель соблюдать лимит и режим приема питьевой воды и сброса сточных вод и оплачивать коммунальные услуги ежемесячно в объеме и в сроки, оговоренные условиями договора и в соответствии с выданными техническими условиями. В пункте 4.7 договора стороны согласовали, что 25 числа расчетного месяца абонент оплачивает потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды за период с 25 числа прошлого месяца по 25 число расчетного месяца.  Размер дополнительных платежей определяется по результатам анализов, проводимых ГУП СК ЖКХ Кировского района в контрольных точках отбора проб.

19.10.2011 в соответствии с пунктом 3.10 договора истец провел отборы проб сточных вод и установил превышение концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых водах.

На основании проведенных проб с 19.10.2010 истец рассчитал размер дополнительных платежей и выставил ответчику соответствующие счета-фактуры на оплату: №5669/1 от 29.11.2010 на 25900 руб. 10 коп., № 6316/1 от 27.12.2010 на 106 630 руб. 41 коп., № 294/1 от 31.01.2011 на 108 308 руб. 70 коп.

Задолженность общества перед предприятием по оплате услуги водоотведения сложилась из долга за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и образовалась за период с октября 2010 года по январь 2011 года включительно. По состоянию на 31.01.2011 задолженность составила 240 839 руб. 21 коп.

В связи с неоплатой обществом задолженности в добровольном порядке, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.

В силу статей 309, 310 и 314 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Гражданское законодательство не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий.

В соответствии со статьями 539 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» указано на необходимость предусматривать меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Повышенный тариф за превышение норматива сброса загрязняющих веществ, как одно из существенных условий, подлежит включению в договор, заключаемый абонентом с предприятиями ВКХ в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и пунктом 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167.

Повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является мерой ответственности за нарушение договорных обязательств (неустойкой), а представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ.

В соответствии с пунктами 63-68 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999  в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаро-взрыво-опасные и токсичные газо-паровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями. Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (пункт 64 Правил).

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, в которых он может участвовать и который удостоверяется актом, который подписывают представители организации ВКХ и абонента, который может одновременно в присутствии представителя организации ВКХ отобрать параллельную пробу и провести все анализы в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств (пункты 65, 66 и 68 Правил).

Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 67).

Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.

Постановление Правительства РФ предусматривает (пункт 87 Правил), что обязанностью предприятия ВКХ является обеспечение надлежащей эксплуатации и функционирования систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

При этом на организацию ВКХ возложены обязанности по проведению производственного лабораторного контроля качества сбрасываемых в водные объекты сточных вод и обеспечению выполнения условий договора с абонентом и требований данных Правил, а также право применения мер экономического воздействия за несоблюдение требований Правил в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором. В то же время на абонента возложена обязанность по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, по предоставлению организации ВКХ сведений о результатах такого контроля, ответственность за качество сточных вод и предоставлено право проведения параллельной контрольной пробы сточных вод и ее анализ в независимой аттестованной и (или) аккредитованной в установленном порядке лаборатории (пункты 88 и 90 Правил).

Абонент несет ответственность за вред, причиненный организации ВКХ или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам (пункт 93 Правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»  делегируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право определять порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.

Плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новопавловска взимается в соответствии с Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 № 126-П (далее – Порядок), Методическими рекомендациями по расчету количества и качества принимаемых

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по делу n А22-517/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также