Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу n А77-616/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки 08 февраля 2012 года Дело № А77-616/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года. Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2012 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу войсковой части 6791 на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 05.09.2011 по делу №А77-616/2011 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чеченской Республике (ИНН 2007002963, ОГРН 1072033000478) к войсковой части 6791 (ИНН 2011884933, ОГРН 1042002500198) о взыскании недоимки, пени, налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц (судья Хаджиев Т.А.), при участии в судебном заседании: - от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чеченской Республике: Хусиханов М.И. по доверенности № 2035-02-12/2156-д по доверенности от 01.12.2011, Хазбулатов А.Б. по доверенности № 2035-02-12/5860 от 24.01.2012; - от войсковой части № 6791: Утусиков А.А. по доверенности № 3 от 20.01.2012, Миронов А.А. по доверенности № 1 от 05.01.2011, Гаджиев Н.А. по доверенности от 05.02.2012 № 4, УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Чеченской Республике (далее - налоговый орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к Войсковой части 6791 (далее - войсковая часть, учреждение) о взыскании недоимки, пени, налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2008 года по 31.12.2009 года в сумме 8 011 705 рублей, в том числе: - 5 381 060 рублей – удержанный, но не перечисленный НДФЛ; - 1 544 433 рублей – пеня за просрочку исполнения обязанности по уплате налога; - 1 086 212 рублей – штраф, из них: по ст. 123 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) – 1 076 212 рублей и по п. 2 ст. 126 НК РФ – 10 000 рублей. В обоснование заявленных требований заявителем указано, что войсковая часть 6791 не исполнила в добровольном порядке требование №5 по состоянию на 25.01.2011 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Решением суда от 05.09.2011 заявление инспекции удовлетворено частично. С войсковой части 6791, в доход соответствующего бюджета взыскать 3 910 485 рублей, в том числе: задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 1 279 840 рублей; штраф по ст. 123 Налогового кодекса РФ в размере 1 076 212 рублей; штраф по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ в размере 10 000 рублей; пени в размере 1 544 433 рублей. Суд также обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Чеченской Республике произвести действия по зачету переплаты в сумме 4 101 220 рублей по налогу на доходы с физических лиц образовавшейся по состоянию на 31.12.2007 года в счет погашения недоимки в сумме 5 381 060 рублей образовавшейся по состоянию на 31.12.2009 года. В остальной части иска суд отказал. Судебный акт мотивирован тем, что начисление пени и штрафов произведено налоговым органом за периоды 2008 и 2009 годов, в которых войсковой частью допускались факты несвоевременного и неполного перечисления в бюджет налога на доходы. При этом решение о привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения не оспорено в установленном законом порядке. Наличие на момент окончания выездной налоговой проверки задолженности по налогу на доходы физических лиц исключает возможность освобождения налогового агента от ответственности по статье 123 НК РФ как и обязанности компенсировать бюджету потери за несвоевременную уплату в бюджет налога на доходы физических лиц. Не согласившись с таким решением суда, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Инспекция представила отзыв и дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, в которых указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение. Представители учреждения в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представители инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения в соответствии с доводами отзыва на жалобу. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, исследовав материалы дела, выслушав представителей Управления и общества, в соответствии с главами 34,35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее. Как видно из материалов дела, на основании решения от 01.06.2010 года № 20 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Чеченской Республике была проведена выездная налоговая проверка Войсковой части 6791 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты единого социального налога; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; удержания и перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 года. В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган установил факты несвоевременного перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Выводы проверки были зафиксированы в акте от 02.12.2010 года № 36, по результатам рассмотрения которого 27.12.2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Чеченской Республике было принято решение № 37 о привлечении налогоплательщика, за совершение налогового правонарушения. Указанным решением войсковой части было предложено уплатить: - недоимку удержанного, но не перечисленного за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 года налога на доходы физических лиц в размере 5 381 060 рублей; - штраф по ст. 123 НК РФ в размере 1 076 212 рублей; - штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10 000 рублей; - пеня в размере 1 544 433 рублей. Требованием №5 по состоянию на 25.01.2011 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа Войсковой части 6791 было предложено в срок до 04.02.2011 года уплатить недоимку, пени, штрафы по налогу на доходы физических лиц. Неисполнение указанного требования в установленный срок явилось основанием для обращения Инспекции в суд с заявлением о ее взыскании с учреждения в принудительном порядке. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что в проверяемом периоде 2008-2009 годах войсковая часть, являясь налоговым агентом, несвоевременно перечисляла в бюджет, исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц. Факты несвоевременного перечисления учреждением в бюджет в 2008 – 2009 годах налога на доходы физических лиц подтверждаются представленными в материалы дела реестром начисленных доходов военнослужащим, гражданскому персоналу, а так же удержанных и перечисленных сумм НДФЛ за период с 1.01.2008 по 31.12.2009 года являющимся приложением к акту выездной налоговой проверки войсковой части 6791. Данный реестр, подписанный в 2010 году представителем налогового органа в лице проверяющего Э.А.Умарова и представителем учреждения А.А.Утусиковым, в связи с указанием в нем сведений о времени начислений, удержаний, перечислений и итоговых сумм НДФЛ, судом рассматривается как акт сверки расчетов. Согласно данным указываемого реестра сумма удержанного, но не перечисленного налога на доходы с физических лиц составила 5 381 060 рублей (61 521 060 - 56 140 000). Акт выездной налоговой проверки от 02.12.2010 года № 36, которым были зафиксированы установленные выездной налоговой проверкой факты несвоевременного перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, подписан Командиром войсковой части 6791, однако на него были поданы возражения. Решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Чеченской Республике было принято решение № 37 от 27.12.2010 года о привлечении налогоплательщика, за совершение налогового правонарушения было принято в присутствии представителя войсковой части А.А.Утусикова и получено им 02.12.2010 года, при этом ни в вышестоящий налоговый орган, ни в арбитражный суд оно обжаловано не было. Как указал суд первой инстанции, доказательств своевременного перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного в 2008-2009 годах, войсковой частью в материалы дела не представлено. Размер взыскиваемого налога, пеней и налоговых санкций подтвержден данными налогового обязательства, реестром сведений о доходах физических лиц за 2008 - 2009 годы, решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.12.2010 года № 37, требованием №5 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 25.01.2011 года. Суд первой инстанции указал, что факт наличия задолженности и соблюдение досудебного порядка урегулирования спора подтверждаются материалами дела, возражений со стороны ответчика не представлено. Указанные обстоятельства послужили основанием для суда первой инстанции сделать вывод о возможности взыскания в судебном порядке 5 381 060 рублей недоимки по НДФЛ, пеней и штрафа с отнесением на ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере, установленном подп.1 ч.1 ст.333.21 НК РФ. При этом суд первой инстанции обоснованно принято решение о зачете суммы переплаты НДФЛ за проверенный период с 01.01.2005 по 31.12.2007 годы в размере 4 101 220 рублей и суммы недоимки за период с 01.01.2008 по 31.12. 2009 годы и соответственно уменьшил размер недоимки по НДФЛ. Однако суд первой инстанции, указав, что решение № 37 от 27.12.2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Чеченской Республике о привлечении налогоплательщика за совершение налогового правонарушения ни в вышестоящий налоговый орган, ни в арбитражный суд оно обжаловано не было, не дал ему оценку в порядке подтверждения исковых требований налогового органа к учреждению. Между тем суд первой инстанции, удовлетворяя иск, не учел, что в силу статьи 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пеней и санкций, возлагается на заявителя. В данном случае на налоговый орган возлагается бремя доказывания правомерности и обоснованности начисления пеней по НДФЛ за спорный период, а также наличия правовых оснований для их взыскания. Согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые данным налогом. Названные организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие суммы налога. В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты перечисляют в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. При этом за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о проведении проверки. В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что судам необходимо исходить из того, что норма пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой. Пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Так, суд первой инстанции при уменьшении размера недоимки по НДФЛ не учел, что платежными поручениями № 067 и № 069 от 21.10.2008 войсковой частью были перечислены в соответствующий бюджет Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу n А15-645/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|