Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по делу n А63-4473/2011. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Признать решения и действия (бездействия) незаконными полностью

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

10 февраля 2012 года                                                                 Дело №А63-4473/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Марченко О.В., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А63-4473/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Манакова Юрия Валерьевича (ОГРНИП 309264916200035, 357237, Ставропольский край, Минераловодский район, село Дунаевка, ул.Молодежная, 3 кв.1) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольском краю, о признании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 14.03.2011 № 060, расположенного в границах муниципального образования Пригородный сельсовет Предгорного района Ставропольского края, участок находится примерно в 3 800 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом № 36 по ул. Калинина х. Быкогорка, расположенного за пределами участка, площадью 300000 кв. м, с кадастровым номером 26:29:05 02 01:6, принятого Ессентукским межрайонным отделом Управления Федеральной службы по Ставропольскому краю 19.05.2011 сообщением № 35/009/2011-620, незаконным; обязании провести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 14.03.2011, подписанного между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Манаковым Ю.В., предметом которого является земельный участок площадью 300000 кв. м, с кадастровым номером 26:29:05 02 01:6, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации  Предгорного муниципального района Ставропольского края и Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края,  при участии в судебном заседании главы крестьянского (фермерского) хозяйства Манакова Ю.В. лично и его представителя Еременко Д.А. (доверенность от 08.12.2011),  в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Манаков Юрий Валерьевич, зарегистрированный в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольском краю (далее – управление, регистрирующий орган), с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора  Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, о признании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 14.03.2011 № 060, расположенного в границах муниципального образования Пригородный сельсовет Предгорного района Ставропольского края, участок находится примерно в 3 800 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом № 36 по ул. Калинина х.Быкогорка, расположенного за пределами участка, площадью 300000 кв. м, с кадастровым номером 26:29:05 02 01:6, принятый Ессентукским межрайонным отделом Управления Федеральной службы по Ставропольскому краю 19.05.2011 сообщением № 35/009/2011-620, незаконным; обязании провести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 14.03.2011, подписанного между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Манаковым Ю.В., предметом которого является земельный участок площадью 300000 кв. м, с кадастровым номером 26:29:05 02 01:6.

Определением суда от 28.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее – администрация).

Решением суда от 03.10.2011 заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ управления  от 19.05.2011 в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 14.03.2011 № 060, как не соответствующий статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Суд обязал управление произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 14.03.2011 № 060, подписанного между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Манаковым Ю.В. в отношении земельного участка площадью 300 000 кв. м с кадастровым номером 26:29:05 02 01:6.

На указанное решение управлением подана апелляционная жалоба.

Определением от 19.12.2012 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, установив существенное нарушение норм процессуального права, допущенное судом первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Дело назначено к слушанию в судебном заседании 07.02.2012 в 10 часов 20 минут.

В судебном заседании 07.02.2012 предприниматель и его представитель заявленные требования поддержали.

От Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что требования предпринимателя подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприниматель обратился в администрацию с заявлениями от 04.05.2010 и 28.09.2010 о предоставлении земельного участка площадью 30 га в аренду на сорок девять лет для сельскохозяйственного производства (выпас крупного рогатого скота) с приложением к заявлению следующих документов: ситуационного плана, копии паспорта, свидетельства о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и справки о наличии крупного рогатого скота.

В соответствии с кадастровым паспортом от 01.02.2011 испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.12.2010 с присвоением кадастрового номера 26:29:050201:6.

Постановлением администрации от 14.03.2011 № 340 земельный участок с кадастровым номером 26:29:050201:6 предоставлен предпринимателю сроком на 49 лет.

На основании указанного постановления Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 14.03.2011 № 060, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:29:050201:6, для сельскохозяйственного производства.

По акту приема-передачи от 14.03.2011 земельный участок передан предпринимателю.

25.03.2011 предприниматель обратился в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 14.03.2011 № 060 земельного участка.

Сообщением от 19.05.2011 управление отказало предпринимателю в государственной регистрации указанного договора со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих заблаговременную публикацию информации о предоставлении земельного участка.

Полагая отказ в государственной регистрации договора аренды 14.03.2011 № 060 земельного участка незаконным, предприниматель обратился в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее  - Закон о регистрации) предусмотрено, что основаниями для отказа в государственной регистрации прав, в частности, является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с данным  Законом для государственной регистрации прав.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона).

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения несоответствия его закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно  части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности принятых решений (совершения оспариваемых действий (бездействия)), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие (совершение), а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган  или лицо, которые приняли такое решение (совершили действия (бездействие)).

Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения (действий) государственного (регистрирующего) органа должен исследовать это решение (действия) на предмет соответствия закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.

При этом на государственном (регистрирующем) органе лежит бремя доказывания законности принятого решения (совершенных им действий), а на заявителе (главе хозяйства) - нарушения этими действиями (решением) его прав и законных интересов.

Исследовав документы, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, дав им оценку по правилам  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел выводу, что управление не доказало правомерность отказа в регистрации договора аренды. В свою очередь, предприниматель доказал нарушение своих прав и законных интересов неправомерным отказом регистрирующего органа.  

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон об обороте земель) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего  пункта не распространяется на случаи, предусмотренные  пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Таким образом, законодатель предоставил крестьянским (фермерским) хозяйствам право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями  статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Согласно пунктам 1, 3, 4 и 5 указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в  пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по делу n А63-3999/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также