Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2012 по делу n А15-2639/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А15-2639/2011

02 мая 2012 г.                                                                                        

  

Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.

полный текст постановления изготовлен 02 мая 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21 февраля 2012 года  по делу № А15-2639/2011,

по заявлению индивидуального предпринимателя Пирмагомедовой Светланы Ибрагимовны (ОГРНИП 304053021600045, ИНН 053002863673),

к Дербентскому межрайонному комитету по экологии и природопользованию о признании незаконным и отмене постановления от 21.11.2011 № 40,

о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 2000 руб. (судья Ахмедов Д.А.),

в отсутствии лиц участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Пирмагомедова Светлана Ибрагимовна (далее -предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дербентскому межрайонному комитету по экологии и природопользованию (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 21.11 .2011 № 40 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

Решением суда от 21 февраля 2012 года заявленное требование индивидуального предпринимателя Пирмагомедовой С.И. удовлетворено, признано незаконным и отменено полностью постановление Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 21.11.2011 №40 о привлечении индивидуального предпринимателя Пирмагомедовой С.И. к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 2000 руб.

Решение мотивированно тем, что нарушена процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Не согласившись с принятым решением, Дербентский межрайонный комитет  по экологии и природопользованию обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что суд первой инстанции формально подошел к оценке доказательств о надлежащем извещении лица привлекаемого к ответственности о времени и месте составления протокола и неправильно истолковал содержание уведомления.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21 февраля 2012 года  по делу № А15-2639/2011 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что  на основании распоряжения от 03.10.2011 № 97 и пунктов 2.1, 3.1, 3.9, 3.11 Положения о Дербентском межрайонном комитете по экологии и природопользованию (утверждено Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан от 04.06.2007) заместителем руководителя административного органа в отношении предпринимателя проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан (том №1 л.д.16).

В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществляет деятельность по оптовой реализации продуктов питания в с.Хучни Табасаранского района Республики Дагестан, площадь оптовой базы составляет более 100 кв.м. На территории базы  имеется холодильник для хранения мясных, колбасных изделий, рыбы и других продуктов питания площадью более 20 кв.м. В нарушение требований природоохранного законодательства предприниматель не представляет в установленном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также не имеет паспорта отходов и свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды.

24.10.11. административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении (том №1 л.д. 18).

 24.10.2011 в адрес предпринимателя направленно уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, из текста которого следует, что составление протокола об административном правонарушении назначено на 07.11.2011 (том №1 л.д. 17).

По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 08.11.2011(том №1 л.д.34).

В этот же день, 08.11.2011, в одностороннем порядке составлен протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природных ресурсов № 12-02/11 о совершении предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, в котором зафиксированы выявленные нарушения (том №1 л.д.35).

Определением от 08.11.2011 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя назначено на 21.11.2011 в 11 - 00 часов.

В отсутствие предпринимателя административный орган рассмотрел дело и постановлением от 21.11.2011 № 40 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 руб.

При рассмотрении дела административным органом  выявлено, что предприниматель не состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по РД в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду, что отражено в указанном постановлении.

Предписанием от 21.11.2011 № 12-02/11 предпринимателю предложено устранить выявленные нарушения путем совершения определенных действий.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным и необоснованным, заявитель в порядке статей 207, 208 АПК РФ обратился в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу частей 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно ч. 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Закона №89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок).

Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора.

Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Отчетный период составляет один календарный год.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, и составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Кроме того, положения статьи 1.6 КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В статье 28.2 КоАП РФ подробно регламентируется процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2012 по делу n А63-9246/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также