Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2012 по делу n А22-31/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки 28 мая 2012 года Дело №А22-31/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2012 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 07.03.2012 по делу №А22-31/2012 по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800757427, ИНН 0814010294) к муниципальному бюджетному учреждению «Юстинская центральная районная больница» (ОГРН 1020800735262, ИНН 0811001911) о взыскании 30 578 руб. (судья Челянов Д.В.), в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее – Истец, фонд) обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Юстинская центральная районная больница» (далее – Ответчик, учреждение) о взыскании 30 578 руб. Заявление мотивировано тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинскую помощь населению в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке, которые финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) по статьям расходов: заработная плата, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, мягкий инвентарь, согласно экономической классификации расходов. Использование средств медицинского страхования медицинскими учреждениями на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования, на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе обязательного медицинского страхования, согласно приказу Федерального ФОМС от 09.12.1999 г. №105 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования» является нецелевым. На основании Инструкции «О порядке проведения Территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной приказом Федерального ФОМС от 17.12.1998 №100, в целях осуществления контроля за соблюдением целевого и рационального использования средств ОМС Фондом обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия проведена проверка за соблюдением целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования учреждением. Актом проверки ТФОМС от 03.08.2009 выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования учреждением за второе полугодие 2008 год на сумму 30 578 руб. Решением суда от 07.03.2012 в удовлетворении требований фонда отказано. Не согласившись с таким решением суда, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949ст. ст. 268 – 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, между ОАО «Страховая компания «Росно-МС» (Страховщик) и Фондом обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (фонд) заключен договор от 09.01.2008 № 1, далее по тексту - договор (л.д. 7). Согласно пункту 1.1 договоров, предметом данных договоров является финансирование Фондом деятельности Страховщика заключившего Договоры обязательного медицинского страхования (далее ОМС) гражданам со Страхователями и Договоры на предоставление лечебно- профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию застрахованным гражданам в Республике Калмыкия с медицинскими учреждениями (далее - Учреждения), в соответствии с Правилами, территориальной Программой ОМС Республики Калмыкия (далее Программа ОМС РК), тарифным соглашением и использование Страховщиком полученных денежных средств в соответствии с их целевым и рациональным назначением. Фонд принял на себя обязательства по финансированию деятельности Страховщика в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан, оказанной медицинской помощи в рамках Программы обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - Программа), в объемах, утвержденных для муниципальных образований и планов-заданий лечебно-профилактических учреждений (п. 2.1.1. договора). Осуществлять проверки деятельности Страховщика по целевому и рациональному использованию средств ОМС, а также по защите прав застрахованных не реже 1 раза в год (п. 2.1.6 договора). Страховщик принял обязательства осуществлять обязательное медицинское страхование граждан в Республике Калмыкия в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991г. № 1499-1 (ред. от 29.12.2006г.) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13.04.2005г. № 93 (ред. от 18.07.2007г.) «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования граждан в Республики Калмыкия», и другими нормативными актами, регулирующими ОМС в Республике Калмыкия (п. 2.2.1 договора). Принять на себя обязательства использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего Договора (п. 2.2.2 договора). Срок действия договоров с 01.01.2008 по 31.12.2008. Если ни одна из сторон не заявит о прекращении договоров не мене чем за 31 календарных дней до окончания срока, на который были заключены договора, их действие считается пролонгированными на двенадцать месяцев на тех же условиях (пункты 6.1, 6.2 раздела 6 договоров). Аналогичные договоры заключены со страховыми медицинскими организациями ООО Калмыцкая медицинская страховая компания «Элиста-МС» и ЗАО МСК «Солидарность для жизни» (л.д. 16-33). Как следует из материалов дела, при проведении проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования фонд установил, что за второе полугодие 2008г. учреждение допустило нецелевое расходование денежных средств в размере 30 578 руб. По результатам проверки составлен акт проверки от 03.08.2009 (л.д. 35-44). Фонд предъявил учреждению Предписание от 03.08.2009 № 4 с требованием восстановить денежные средства до 01.09.2009 (л.д. 34). Поскольку учреждение предписание не исполнило, фонд обратился в суд с иском. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 Ш18-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.91 N1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Согласно статье 4 названного Закона все отношения субъектов страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, оформляются договорами. При этом не предусмотрено заключение договоров между ТФОМС и медицинскими учреждениями. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 20 и 23 Закона от 28.06.91 N1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен порядок контроля за качеством медицинской помощи и использованием страховых средств. Основания и условия ответственности субъектов ОМС определены статьей 27 Закона от 28.06.91 N1499-1, согласно которой медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу. В соответствии с указанными нормами тот же договорный порядок взаимоотношений медицинских учреждений со страховыми медицинскими организациями (и/или ТФОМС) закреплен в п. 5.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/и. Поскольку фонд участником такого договора не является, у фонда отсутствуют полномочия по предъявлению требования о взыскании с медицинского учреждения денежных средств, выплаченных ему по договорам с третьими лицами (страховыми медицинскими организациями) за оказанные медицинские услуги, по причине их нецелевого использования. В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Между тем фондом в материалы дела не представлен договор на предоставление медицинских услуг, согласно которому функции контроля за расходованием средств, полученных учреждением, отнесены к компетенции истца. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 средства ОМС, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. Согласно Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 № 100, по результатам проверки территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет медицинскому учреждению Предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в котором устанавливаются сроки устранения недостатков и суммы восстановления средств ОМС в сроки, установленные в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». При выявлении случаев грубого нарушения медицинским учреждением целевого и рационального использования средств ОМС материалы проверок в установленном порядке передаются в органы управления здравоохранением для наложения дисциплинарных или административных взысканий, а в случае выявления действий противоправного характера - в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности (раздел 7 инструкции). Согласно письму № 5121/101 от 25.10.2005 «О применении приказа ФОМС №105 от 09.12.1999 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования» при осуществлении функции контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, и выявлении нецелевого использования средств ОМС территориальные фонды ОМС принимают меры по их восстановлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации порядком. В случае отказа в восстановлении средств ОМС территориальные фонды ОМС информируют органы исполнительной власти и прокуратуру субъекта Российской Федерации о неисполнении действующего в системе обязательного медицинского страхования законодательства. Суд первой инстанции правомерно посчитал, что действующим законодательством, а также ведомственными актами не предоставлено Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия право на обращение в арбитражный суд с требованием о взыскании с медицинского учреждения, выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств, по причине их нецелевого использования. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия удовлетворению не подлежат. Доводы фонда, изложенные в апелляционной Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2012 по делу n А63-1674/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|