Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу n А63-1625/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                    Дело №А63-1625/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июня  2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий Цигельников И.А., судьи: Афанасьева Л.В., Семенов М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания            Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу КБ «Юниаструм банк» (ООО) в лице ФКБ «Юниаструм банк» (ООО) в г. Ставрополе на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.03.2012 по делу № А63-1625/2012 (судья Русанова В.Г.),

по заявлению КБ «Юниаструм банк» (ООО) в лице ФКБ «Юниаструм банк» (ООО) в г. Ставрополе (ОГРН 1027739930998, г. Москва, пл. Суворовская, 1)

к УФАС по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ул. Ленина, 384),

об оспаривании постановления от 28.12.2011,

при участии в судебном заседании:

от УФАС по Ставропольскому краю: путем использования системы видеоконференц - связи с Арбитражным судом Ставропольского края Маскаева Н.В.  (доверенность),

КБ «Юниаструм банк» (ООО) в лице ФКБ «Юниаструм банк» (ООО) в г. Ставрополе – не явились,

УСТАНОВИЛ:

КБ «Юниаструм банк» (ООО) в лице ФКБ «Юниаструм банк» (ООО) в г. Ставрополе (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 28.12.2011 № 606 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 101000 рублей.

Решением суда от 27.03.2012 в удовлетворении требований банка отказано.

Банк обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Банк указал на то, что суд неверно применил нормы материального права, решение вынесено на основании необоснованных и бездоказательных доводов.  

Из отзыва управления следует, что оно не согласно с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, представителей не направило. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы): предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях; применяет меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управлением в рамках полномочий, предоставленных статьей 33 Закона № 38-ФЗ по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 7а в ноябре 2011 года был выявлен факт размещения наружной рекламы банка следующего содержания: «ВКЛАД + ПОДАРОК 11%, ул. Ленина, 231/11. Юниаструм Банк - группа компаний Банка Кипра».

Указанное было зафиксировано с помощью съемки на цифровой фотоаппарат.

При исследовании фотографии управлением было установлено, что условия предоставления финансовой услуги (вклад) и условия проведения стимулирующего мероприятия, а именно: «Указанная выше процентная ставка применяется к вкладу «Большой процент» открытому в период с 01.11.2011 по 01.12.2012. Ставка применяется для клиентов: пролонгирующих вклады, в том числе с увеличением суммы вклада; ранее размещавших вклады в Банке. Остатки средств по данным вкладам находятся на текущем счетах и/или счетах до востребования; ранее размещавших вклады в Банке и изъявшие средства из них, но не закрывшие счета. Вклад должен быть открыт на сумму от 10000000 рублей (минимальная сумма) до 100000000 рублей (максимальная сумма), размещенному в банке на срок от 271 (минимальный срок) до 365 дней (истребование вклада до минимального срока размещения влечет перасчет и выплату процентов в зависимости от фактического срока нахождения денежных средств во вкладе: 1-60 дней - 2,4% годовых; 61-90 дней - 4,0% годовых; 91-180 дней - 9,0% годовых; 181­270 дней - 9,0% годовых; 271-365 - 10,5%). Выплата процентов осуществляется по истечении 365 дней хранения (в конце срока вклада). Пополнение вклада не предусмотрено и влечет расторжение договора вклада. Возможно частичное истребование вклада. В случае если в результате частичного истребования вклада сумма вклада становится ниже минимальной суммы, договор расторгается. Любое указанное выше расторжение договора влечет перерасчет процентов, начисляемых на сумму вклада, по ставке вкладов «До востребования», действующей в банке на день расторжения договора. Автоматическая пролонгация предусмотрена. Информацию об организаторе проведения мероприятия, о правилах его мероприятия, количестве призов (или выигрышей) по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке получения можно узнать на сайте www.uniastrum.ru и по телефону 8-800-333-04-04, срок проведения акции с 01 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г. КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО). Генеральная лицензия Банка России №2771. Информация дана по состоянию на 18 октября 2011 года указаны гораздо меньшим шрифтом.

Из материалов административного дела следует, что информация о предоставлении финансовой услуги (вклад), а также о сроках и условиях проведения стимулирующего мероприятия находится под сноской в нижней части рекламы, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы.

Управлением был сделан вывод о том, что реклама является наружной и установлена над проезжей частью дороги, потребители, проезжающие на личном или общественном транспорте, способны импульсно воспринять только часть информации, указанной более крупным шрифтом (ВКЛАД + ПОДАРОК 11%), в связи с чем потребители рекламы фактически не были проинформированы об условиях предоставления финансовой услуги (вклад), а также о сроках проведения стимулирующего мероприятия - акции (ВКЛАД + ПОДАРОК), источнике информации об организаторе такого мероприятия.

17.11.2011 управлением в отношении банка возбуждено дело № 606 об административном правонарушении, о чем вынесено определение с указанием места и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, направленное надлежащему юридическому лицу и полученное банком 30.11.2011, о чем имеется уведомление.

15.12.2011 в отношении банка составлен протокол об административном правонарушении № 484. В протоколе зафиксированы действия управления по проведению фотосъемки при выявлении факта размещения наружной рекламы банка «ВКЛАД + ПОДАРОК 11%, ул. Ленина, 231/11. Юниаструм Банк - группа компаний Банка Кипра».

15.12.2011 управлением вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения материалов по делу № 606 об административном правонарушении и вынесении постановления по делу.

Протокол и определение направлены посредством телеграфирования, телеграмма получена банком своевременно, о чем имеется входящий штамп банка на копии телеграммы.

28.12.2011 в отношении банка в присутствии законного представителя Пономарева И.В. (доверенность от 24.05.2011 № 781) управлением вынесено постановление, которым банк признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, банку назначен штраф в размере 101000 рублей при отсутствии обстоятельств, отягчающих и наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Не согласившись с постановлением управления, банк обжаловал его в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 9 Закона № 38-ФЗ в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Согласно нормам пункта 2 части 2 статьи 28 Закона № 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат, воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

На основании пункта 5 статьи 3 Закона № 38-ФЗ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона № 38-ФЗ ответственность за нарушение требований, установленных статьей 9 и пунктом 2 частью 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно информации, представленной банком в ходе проведения административного расследования, рекламодателем спорной рекламы является Банк на основании гарантийного письма от 07.10.2011.

Как следует из толкования указанных выше норм права, рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что банком были допущены нарушения статьи 9 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона № 38-ФЗ, выразившиеся в распространении наружной рекламы банка в городе Ставрополе, в которой отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а также содержатся только некоторые из условий оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы банка о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона № 38-ФЗ.

При этом суд указал, что совокупность таких особенностей рекламы, как месторасположение вдоль дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления финансовой услуги, сроки и условия проведения стимулирующего мероприятия, а также высота расположения рекламной информации на щите лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст: «ВКЛАД + ПОДАРОК 11%». Информация, указанная мелким шрифтом, не воспринимается частью потребителей рекламы, способных импульсно воспринять только часть информации, указанную крупным шрифтом (ВКЛАД + ПОДАРОК 11%).

Основная часть информации рекламного баннера для восприятия затруднена, поскольку текст сливается в линии по причине мелкого шрифта. Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся финансовой услугой (вклад) лица, а также о сроках и условиях проведения стимулирующего мероприятия, указана в той части рекламного текста, который по причине недостаточного размера шрифта, фактически представляет из себя полосу темного цвета и является недоступной для прочтения потенциальным потребителем.

В протоколе об административном правонарушении от 15.12.2011 зафиксировано проведение управлением фотосъемки рекламного щита по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 7 а, что позволяет определить внешний вид и содержание рекламы с привязкой к конкретному месту и соотношение величины шрифта и пропорций с окружающей обстановкой.

Из имеющихся в материалах дела снимков (л.д. 26) с очевидностью следует, что нижняя часть рекламного баннера имеет некий текст, состоящий из множества строк. При этом различимость этого текста является явно недостаточной для нормального восприятия и прочтения с учетом особенностей размещения рекламного щита (высота размещения, нахождение на газоне). Апелляционным судом оценивается текст рекламного баннера в нижней его части как затруднительный для восприятия (прочтения) потенциальными потребителями рекламируемого товара (услуг), из чего следует, что содержание текста в этой части рекламного баннера нельзя признать доведенным до потребителя надлежащим образом.

Согласно протоколу № 16 совместного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг от 04.10.2007, размер и способ доведения до потребителей сведений об условиях предоставления финансовой услуги в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на его стоимость, воспринимается потребителями указанным образом.

Материалами дела подтверждается факт того, что информация об условиях по вкладу и о сроках, условиях проведения стимулирующего мероприятия, содержащаяся в рекламе банка, адресованная неопределенному кругу лиц, не доведена до потребителя надлежащим образом, в таких действиях имеется состав административного

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу n А63-8796/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также