Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2012 по делу n А15-335/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                              Дело № А15-335/2012

09 июля 2012 года                                                                                

  

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2012 года.

полный текст постановления изготовлен 09 июля 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Виски России» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20 апреля 2012 года по делу № А15-335/12,

По заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676),

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Виски России» (368870, РД, г. Кизляр, ул. Орджоникидзе, 60, ИНН 0547005316, ОГРН 1030502306801) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)  (судья Омаров П.М.),

при участии  в судебном заседании:

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу: Лопатин А.С. по доверенности от 10.01.12.;

от ООО «Научно-производственное предприятие Виски России»: Муртазалиев З.И. по доверенности, Иразиханов А.Б. – директор.

 

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Виски России»    (далее ­общество, ООО «НПП Виски России») к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

Решением суда от 20 апреля 2012 года общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Виски России» (ОГРН 1030502306801, ИНН 0547005316, адрес: 368870, Республика Дагестан, г.Кизляр, ул.Орджоникидзе, 60) привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 (пятьдесят) тыс. рублей с конфискацией спиртосодержащей продукции:

виноматериалов столовых в количестве 25885 дал, виноматериалов специальных в количестве 57223 дал, находящихся в помещении цеха хранения пищевой и спиртосодержащей продукции ООО «НПП Виски России» (литер Г), расположенном по адресу: Республика Дагестан, Кизлярский район, пос.Мирный,

коньячного спирта, выдержанного в дубовых бочках в количестве 495,65 дал, а также коньячного спирта ординарного в количестве 37953,35 дал, содержащегося в дубовых бочках в количестве 14504, 35 дал и в эмалированных емкостях в количестве 23449 дал, находящегося в помещении цеха хранения пищевой и спиртосодержащей продукции ООО «НПП Виски России» (литер Г), расположенном по адресу: Республика Дагестан, Кизлярский район, пос. Мирный,

Решение мотивированно тем, что материалами дела  доказано и не оспаривается обществом, что спорная спиртосодержащая продукция находилась в незаконном обороте, а именно хранилась в помещениях, принадлежащих обществу на праве собственности без соответствующих лицензий.

Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Виски России» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что срок давности вменяемого правонарушения начинает исчисляться с момента подачи обществом декларации и составления актов об ограничении оборота продукции, в связи с чем, административным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности. Действия общества не образуют состав вменяемого правонарушения в связи с отсутствием вины, общество в период до истечения срока действия лицензии обращалось с соответствующим заявлением  о продлении срока её действия, выдаче новых лицензий, тем самым приняв все зависящие от него меры. Оснований для конфискации продукции нет, так как продукция изготовлена в период действия лицензии, в настоящее время общество обладает лицензией на хранение продукции.

В судебном заседании представители ООО «Научно-производственное предприятие Виски России»: Муртазалиев З.И. и Иразиханов А.Б. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, Лопатин А.С. возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда от 20 апреля 2012 года по делу № А15-335/12 подлежит отмене.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Научно-производственное предприятие Виски России» имело три лицензии на оборот алкогольной продукции сроком действия до 29.08.2011 и 17.07.2011 года (том №1 л.д.25-27):

1. № Б095803 на производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных),

2. № Б095804 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноградных виноматериалов, коньячных спиртов, вискового дистиллята),

3. №А 637276 на закупки, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции (спирта коньячного, виноматериалов виноградных и плодовых).

06.02.2011г на основании данных декларации, предоставленной обществом за 4-ый квартал  2011 года, информации об  истечении срока действия лицензий  административным органом возбужденно дело по признакам административного правонарушения (том №1 л.д.60-62).

09 февраля 2012 года в присутствии  представителей общества  работниками МРУ Росалкогольрегулирования по ОКФО в рамках дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «НПП Виски России» по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ, произведен осмотр помещений общества, в том числе цеха хранения пищевой и спиртосодержащей продукции, расположенных по адресу: Республика Дагестан, Кизлярский района, пос. Мирный, составлен протокол осмотра №07­12/038-2 и произведен арест продукции на основании акта ареста товаров и иных вещей №07-12/038-1 и  №07-12/038-2 (том 1 л.д. 17-19).

По результатам проверки с участием исполняющего обязанности генерального директора ООО «НПП Виски России» Ганиева А.Г. 09.02.2012 составлен протокол об административном правонарушении №07-12/039-3, согласно которому обществу вменяется совершение административного правонарушения в виде оборота спиртосодержащей продукции при отсутствии  лицензии, за что частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (том №1 л.д.14-23).

В порядке, предусмотренном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, заявитель направил в арбитражный суд первой инстанции материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения  и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171 -ФЗ).

Под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно пункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 этого Закона лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18  Закона № 171 -ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции, перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

 Абзацем 5 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий

В силу части 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в соответствии с приведенной нормой Закона №171 -ФЗ лицензиатам в области оборота спиртосодержащей продукции предоставлено право в течение двух месяцев по истечении срока действия лицензии на соответствующий вид деятельности хранить остатки спиртосодержащей продукции, либо иным образом распорядиться ими под контролем лицензирующего органа. Оборот спиртосодержащей продукции за пределами срока, предоставленного частью 5 статьи 20 Закона №171-ФЗ, запрещен и является основанием для квалификации таких действий в качестве административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 1 4.17 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, фактически хранение алкогольной продукции осуществлялось обществом после 29.10.2011, то есть, по истечении срока, предусмотренного частью 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ.

Наличие остатков спиртосодержащей продукции после истечения срока действия лицензий обществом не отрицается и подтверждено представленными документами.

В соответствии с часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, общество обращалось за выдачей новой лицензии, но до истечения двухмесячного срока лицензия не получена,   обществом допущено хранение продукции без действующего разрешительного документа, тем самым действия общества образуют состав вменяемого ему правонарушения.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 19 Постановления №2 от 27.01.2003, при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2012 по делу n А63-8562/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также