Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2012 по делу n А63-10868/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки 23 июля 2012 года Дело № А63-10868/2011 18 июля 2012 года объявлена резолютивная часть постановления. 23 июля 2012 года постановление изготовлено в полном объеме. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фриева А.Л., судей: Джамбулатова С.И., Баканова А.П., при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г., рассмотрев апелляционные жалобы администрации города Пятигорска и открытого акционерного общества «Пятигорские электрические сети» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.05.2012 по делу № А63-10868/2011, по исковому заявлению заместителя прокурора по Ставропольскому краю Гладченко И. Е. к администрации города Пятигорска (ОГРН 1022601627575), открытому акционерному обществу «Пятигорские электрические сети» (ОГРН 1022601611780), с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737), федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю (ОГРН 1022601943231), о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой и применений последствии недействительности ничтожной сделки (судья Говорун А.А.), при участии в судебном заседании: - представителя ОАО «Пятигорские электрические сети» – Оганджанян Ж.Б. по доверенности от 29.12.2011 № 3718/01; - в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л: заместитель прокурора Ставропольского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации города Пятигорска (далее - администрация), открытому акционерному обществу «Пятигорские электрические сети» (далее – ОАО «Пятигорские электрические сети», общество), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление Росреестра по СК), федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю (далее – кадастровая палата), в котором просит: - признать договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Пятигорск, проезд Суворовский, 10, имеющего кадастровый номер 26:33:010101:536, заключенный 03.05.2011 между администрацией и обществом, недействительной (ничтожной) сделкой; - применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение, а именно: обязать общество возвратить муниципальному образованию земельный участок площадью 17 021 кв.м., расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, проезд Суворовский, 10, имеющий кадастровый номер 26:33:010101:536; обязать муниципальное образование в лице администрации возвратить обществу полученные за земельный участок денежные средства в сумме 1 698 329,85 рублей. Требования прокурора мотивированы тем, что договор купли-продажи земельного участка, ограниченного в обороте, заключенный администрацией и обществом на основании постановления главы города Пятигорска, является недействительной (ничтожной) сделкой. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.05.2012 требования прокурора удовлетворены полностью. Судебный акт мотивирован тем, что договор купли-продажи земельного участка, заключенный администрацией и обществом, не соответствует требованиям закона. Не согласившись с данным решением суда, администрация и общество подали апелляционные жалобы, в которых просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Администрация считает, что спорный земельный участок не отнесен к зоне горно-санитарной охраны и не относится к особо охраняемой территории, земли, расположенные в 2 и 3 зонах округа горно-санитарной охраны не включаются в особо охраняемые природные территории, спорный земельный участок не исключен из оборота. Общество в жалобе ссылается на то, что участок относится к землям населенных пунктов, разрешенный вид использования – для производственной базы, на отсутствие полезных ископаемых под указанным участком, на несформированность зоны горно-санитарной охраны, а также на то, что общество выкупило участок в соответствии с действующим законодательством. Представители администрации, прокуратуры и третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4, 5, 14 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям. Пояснил, что договор аренды участка был расторгнут 03.05.2011. Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 АПК РФ. Изучив материалы дела и апелляционные жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.05.2012 по делу № А63-10868/2011 является законным и обоснованным, исходя из следующего. Как видно из материалов дела и установлено судом общество является собственником цеха по производству строительных изделий, площадью 802 кв.м., литера «А», а также растворо-бетонного узла, площадью 352,6 кв.м. литера «I», расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, проезд Суворовский, 10, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 26.08.2010 и от 28.01.2011. На основании постановления администрации города Пятигорска от 03.05.2011 № 1344 между администрацией и обществом был заключен договор купли–продажи земельного участка площадью 17 021 кв.м. (кадастровый номер 26:33:010101:536), расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, проезд Суворовский, 10. Переход права собственности на участок к обществу был зарегистрирован Управлением Росреестра по Ставропольскому краю 09.06.2011 № 26-26-28/026/2011-366. Цена земельного участка определенная в договоре купли-продажи в размере 1 698 329, 85 рублей, оплачена обществом платежным поручением от 10.05.2011 № 1190 полностью до государственной регистрации перехода права. Прокурор, полагая, что оспариваемый договор купли-продажи земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным на основании статьи 52 АПК РФ, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд. Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка, являющаяся ничтожной, недействительна независимо от признания ее таковой судом. Как указано в пункте 32 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» учитывая, что ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. В силу пунктов 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2010 N 1059-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крюкова Максима Евгеньевича на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации" и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в абзаце 2 пункта 8 статьи 28 определено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе особо охраняемых территорий и объектов. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота с установлением для них особого правового режима (п. 1 ст. 94 ЗК РФ). По смыслу статьи 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 статьи 3 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). Пунктом 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) и статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее - Закон № 26-ФЗ) установлено, что освоенная или используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимой для их эксплуатации инфраструктурой, является курортом. В силу части 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Кроме того, из пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» следует, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию. Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах» установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах» город Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Согласно пункту 15 Положения о курорте федерального значения Пятигорск, утвержденного Постановлением N 14, земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Пятигорска имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Таким образом, сам факт нахождения спорного земельного участка в границах округа горно-санитарной охраны курорта Пятигорск, границы которого четко обозначены, определяет его ограниченность в обороте, определение границ спорного земельного участка и привязка его к местности в данном случае не имеет значение. При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок расположен в городе Пятигорске в пределах третьей зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения, что подтверждается представленным в материалы дела картографическим материалом. Ссылка администрации на то, что кадастровая выписка ФГБУ «ФКП Росреестра» от 24.02.2012 №26/5001/12-33356 и Проект округа и зон санитарной охраны курортов КМВ не являются надлежащими доказательствами, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку дело №А63-2102/2012 о признании незаконными действий ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о первой, второй зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорск и обязании исключить из государственного кадастра Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2012 по делу n А63-58/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|