Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу n А15-2717/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А15-2717/2011

23 августа 2012 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 августа  2012 года.

                                                                         

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратура Чеченской Республики и  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.04.2012 по делу №А15-2717/2011

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения РД»,

к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике,

об отмене постановления от 16.12.2011 №03-093/2011 по делу об административном правонарушении (судья Алиев А. А.),

при участии  в судебном заседании:

от Прокуратуры Чеченской Республики: Висалимов А.А. удостоверение № 129022;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике: Магамадов М.Л. по доверенности №11 от 17.08.12;

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения РД»: Аслаханова Л.А. по доверенности № 02/517 от 30.07.12;

от Западно-Каспийское территориальное управление Росрыболовства: Бийгишиев А.М. по доверенности № 37 от 26.12.11;

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Минмелиоводхиз РД» (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Чеченской Республике (далее - Росприроднадзор по ЧР) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

Определением суда от 29.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований на предмет спора привлечены Прокуратура Чеченской Республики и Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура.

Определением суда от 11.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены - Федеральное агентство по рыболовству, Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан, Западно-Каспийское территориальное управление Росрыболовства, ФГУП «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства», Управление Россельхознадзора по Республике Дагестан.

Заявитель в ходе судебного разбирательства уточнил заявленные требования, путем отказа от требований в части заявления - об обязании Прокуратуры ЧР вернуть рыбозащитное устройство.

Решением суда от 28 апреля 2012 года уточненные требования заявителя приняты судом,  постановление о назначении административного наказания от 16.12.2011 № 03-093/2011 о привлечении федерального государственного бюджетного учреждения «Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного назначения» по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 10 000 рублей признано незаконным и отменено полностью.

Решение мотивированно отсутствием состава правонарушения и  нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности.

Не согласившись с принятым решением, Прокуратура Чеченской Республики и  Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике обратились с апелляционными жалобами, в которой просят его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявители указывают, решение суда первой инстанции принято без надлежащего исследования материалов дела, подтверждающих правомерность действий административного органа. Суд неправильно применил нормы права; воспрепятствовал контролирующему органу доказать обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к ответственности, так как не истребовал административное дело; допустил искажение фактов, указав на присутствие в судебном заседании представителя прокуратуры, в то время как он в судебном заседании не присутствовал; решение суда поступило с опозданием;   не разрешен вопрос о дальнейшей судьбе изъятого рыбозащитного устройства.

В судебном заседании представители Прокуратуры Чеченской Республики: Висалимов А.А. и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике: Магамадов М.Л. поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.

Западно-Каспийское территориальное управление Росрыболовства представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Представитель Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовства: Бийгишиев А.М. поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.04.2012 по делу №А15-2717/2011 подлежит оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Чеченской Республики проведена проверка в октябре 2011, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране путей миграции водных биологических ресурсов.

03.10.2011 в результате проверочных мероприятии установлено, что в административных границах муниципального образования ст. Каргалинской Шелковского района Чеченской Республики, примерно в 50-ти метрах вверх по течению Дельтового канала реки Терек, непосредственно перед Каргалинским шлюзом гидроузла, находящегося в пользовании ФГБУ «Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан», установлена система электрической защиты от попадания рыбы в оросительную систему.

Прокуратурой Чеченской Республики 04.10.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования, материалы переданы на рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике.

По результатам проведенного расследования административным органом 16 декабря 2011 года вынесено постановление о признании ФГБУ «Министерства мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ и о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности,  посчитав данное постановление незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 8.33 Кодекса Российско Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно статье 4 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:  земли, недра, почвы;  поверхностные и подземные воды;  леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный  воздух,  озоновый  слой  атмосферы  и  околоземное  космическое пространство.

Статьей 28 ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» определено, что юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 (в редакции от 13.03.2008) "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

В качестве объективной стороны состава административного правонарушения по статье 8.33 КоАП РФ вменяется эксплуатация водозаборного сооружения (осуществление забора воды), не оборудованного рыбозащитным устройством.

В силу части 2 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

При отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (пункт 18 Требований).

Забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения (пункт 12 Положения).

Реконструкция Каргалинского гидроузла произведена в соответствии с рабочим проектом «Реконструкция Каргалинского гидроузла на р.Терек в Республике Дагестан», разработанным в 2003 году ОАО «Севкавгипроводхоз».

Указанным проектом предусмотрена установка рыбозащитного устройства типа «ПИРС» на головном ГТС Дельтового канала.

На проект получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (утверждено приказом Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан от 29.12.2006 № 292-э).

По указанному проекту ФГУ «Нацрыбкачество» дано положительное заключение от 02.05.2007 № 12/24, в соответствии с которым он «соответствует рыбохозяйственным требованиям, действующим законодательным и нормативным актам РФ».

Руководствуясь данным положительным экспертным заключением, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по республике Дагестан (надзорный исполнительный орган в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на момент согласования) согласовало рабочий проект реконструкции Каргалинского гидроузла с условием оборудования Дельтового канала рыбозаградительным устройством, о чем указано в согласовании от 14.05.2007 № ОВ 16­34/750.

В соответствии с Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 569, Западно-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства (надзорный исполнительный орган в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в настоящее время),

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу n А15-2717/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также