Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2012 по делу n А20-3371/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки 24 сентября 2012 года Дело № А20-3371/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу инспекции ФНС России №2 по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.04.2012 года по делу № А20-3371/2011 по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» городского округа Нальчик КБР, г. Нальчик, к инспекции ФНС России №2 по г. Нальчику, г. Нальчик о признании незаконными действий налогового органа (судья Л.К. Добагова) при участии в судебном заседании: - от инспекции ФНС России №2 по г. Нальчику: Шандирова М.Т. (доверенность № 03-11/00013 от 10.01.2012), УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25» городского округа Нальчик КБР обратилась в Арбитражный суд КБР к инспекции ФНС России по г. Нальчику с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившиеся в выдаче справки №57140 от 12.07.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена в сумме 1 435 348 рублей 55 копеек, а также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности. Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 апреля 2012 года заявление муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» городского округа Нальчик КБР удовлетворены. Признать инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по городу Нальчику утратившей возможность взыскания следующей недоимки в справке №57140, а именно: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 231 462 руб., пени по налогу на имущество в сумме 6 333 руб. 34 коп., пени по взносам в Пенсионный фонд в сумме 98 556 руб. 02 коп., недоимка по взносам в Фонд социального страхования РФ в сумме 844 руб. 70 коп., пени по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22 059 руб. 82 коп., недоимка по взносам в Государственный ФЗН в сумме 06 руб. 57 коп., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ, в сумме 445 323 руб. 79 коп., пени по земельному налогу в сумме 1 274 руб. 88 коп., недоимка по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 803 руб. 01 коп., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет РФ, в сумме 569 281 руб. 92 коп., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 15 264 руб. 37 коп., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 43 268 руб. 48 коп. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по городу Нальчику устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» городского округа Нальчик КБР путем выдачи справки, с указанием на невозможность взыскания указанной недоимки. Решение суда мотивировано тем, что указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, т.е. быть достоверными. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что являются преждевременными выводы суда о том что, что инспекция неправомерно включила в справку данные о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности об уплате оспариваемых сумм. В судебном заседании представитель инспекции ФНС России №2 по г. Нальчику просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25» городского округа Нальчик КБР о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с распоряжением заместителя председателя Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 Семенова М.У. при рассмотрении дела произведена замена судей Цигельникова И.А. и Егорченко И.Н. (в связи с уходом в отпуск) на судей Афанасьеву Л.В. и Семенова М.У. Рассмотрение дела начато с самого начала. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.04.2012 следует оставить без изменения. Из материалов дела усматривается, что налоговый орган на основании заявления учреждения выдал справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 12.07.2011. Из указанной суммы заявителем оспаривается правомерность отражения в справке следующей задолженности: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 231 462 руб., пени по налогу на имущество в сумме 6 333 руб. 34 коп., пени по взносам в Пенсионный фонд в сумме 98 556 руб. 02 коп., недоимка по взносам в Фонд социального страхования РФ в сумме 844 руб. 70 коп., пени по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22 059 руб. 82 коп., недоимка по взносам в Государственный ФЗН в сумме 06 руб. 57 коп., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ, в сумме 445 323 руб. 79 коп., пени по земельному налогу в сумме 1 274 руб. 88 коп., недоимка по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 803 руб. 01 коп., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет РФ, в сумме 569 281 руб. 92 коп., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 15 264 руб. 37 коп., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 43 268 руб. 48 коп. Полагая, что его права нарушены, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением. При вынесении решения, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 5 статьи 200 Кодекса установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом действий (бездействия) государственного органа незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. При этом согласно пунктам 1, 2, 4 и 5 статьи 69 НК требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что направленное налогоплательщику требование должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, ставки пеней. Таким образом, направление требования является первой стадией процедуры принудительного взыскания недоимки. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ. В нарушение указанных норм налоговым органом не представлено обоснование наличия и размера оспариваемых налогов, доказательства принятия налоговым органом мер администрирования недоимки, в связи с чем суд пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания оспариваемых налогов. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. В отличие от выписки из лицевого счета справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо предусмотренным Налоговым кодексом РФ для выдачи налогоплательщику. Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными. Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления. Из материалов дела следует, что в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам содержатся сведения о наличии задолженности по пеням, право на взыскание которой, утрачено. При этом, инспекция ссылается на Методические Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2012 по делу n А15-287/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|