Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу n А22-786/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                          

26 сентября 2012 года                                                                               Дело № А22-786/2012

 

резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года

полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2012 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ООО «Агросоюз-С» (ИНН 0808002062; ОГРН 1060804000432) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.07.2012 по делу № А22-786/2012 (судья Конторова Д.Г.), по заявлению ООО «Агросоюз-С» об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе (ИНН 6163049035, ОГРН 1026103168740) о привлечении к административной ответственности,

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛ

решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.07.2012 по делу № А22-786/2012 отказано в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества «Агросоюз-С» (далее – общество, заявитель) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее – заинтересованное лицо, отделение, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2012 по делу №58-12-144/пн о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением штрафа в сумме 500 000 рублей. Суд сделал вывод, что в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обществом не представлены суду доказательства, подтверждающие о принятие им всех мер по своевременному исполнению предписания. Суд решил, что обществом проявлено бездействие после получения предписания административного органа.

В апелляционной жалобе общество просит отменить судебный акт и оспариваемое постановление, а также прекратить производство по административному делу, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. В частности, общество ссылается на недостаточность предоставленного времени для устранения нарушения требования главы пятой Федерального закона от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» по подготовке и представлению в регистрирующий орган документов для регистрации выпуска ценных бумаг и отчет об итогах выпуска ценных бумаг в соответствии с требованиями установленными Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 № 07-4/пз-п.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не предоставил.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.

Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в отношении общества проведена камеральная проверка соблюдения процедуры эмиссии ценных бумаг, по результатам которой направлено предписание от 28.12.2011 № 58-11-ГК-04/1894 с возложением обязанности в срок до 30.01.2012 представить документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчет об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных при создании общества, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н.

Предписание получено обществом 06.01.2012, что подтверждается почтовым уведомлением, однако не было выполнено в установленный срок (л.д. 52).

Протоколом об административном правонарушении от 15.03.2012 № 58-12-116/пр-ап административным органом зафиксировано совершение обществом административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 40-42).

Постановлением от 30.03.2012г. № 58-12-144/пн общество привлечено к административной ответственности с назначением административного штрафа в сумме 500 000 рублей (л.д. 27-29).

Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого    решения,     устанавливает    наличие     соответствующих     полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального Закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

В силу статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» акции - это эмиссионные ценные бумаги, размещающиеся выпуском, которому должен быть присвоен единый регистрационный номер.

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 № 07-4/пз-н, определено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.

По Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее -Положение), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам, которая выдает предписания, в частности, эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и иным физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.4.15 Положения).

Обязательность исполнения предписания федерального органа власти по рынку ценных бумаг закреплена пунктом 7 статьи 44 Федерального Закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.

Однако суд первой инстанции не учел следующего.

Обществом в суд первой инстанции было предоставлено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 28 марта 2012 года ОГРН: 1060804000432, на момент вынесения постановления, общество находилось на стадии реорганизации в форме преобразования в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» из закрытого акционерного общества (ЗАО) в общество с ограниченной ответственностью (ООО). В результате осуществляемой реорганизации в форме преобразования общество лишается права на эмиссию ценных бумаг - акций.

Апелляционная инстанция считает, что данное обстоятельство свидетельствует о принятии мер обществом для исполнения требований предписания административного органа.

Суд апелляционной инстанции также учитывает, что, несмотря на то, что в действиях (бездействии) общества формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, совершены они без умысла или пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, то есть в действиях (бездействии) общества отсутствуют общественно-опасные последствия.

Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает, что в данном случае необходимо применить статью 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности совершенного правонарушения. По смыслу указанной статьи оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В этой связи требование заявителя подлежало удовлетворению в силу малозначительности совершенного нарушения, следовательно, состоявшееся судебное решение следует отменить на основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

апелляционную жалобу – удовлетворить. Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.07.2012 по делу № А22-786/2012 - отменить. Принять по делу новый судебный акт. Признать незаконным постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе от 30.03.2012 по делу №58-12-144/пн.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               М.У. Семенов                                                                                           

Судьи                                                                                                             Л.В. Афанасьева

                                                                                                                       Д.А. Белов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу n А15-149/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также