Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу n А22-1097/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                                                                    

10 октября 2012 года                                                                                 Дело № А22-1097/2012

03 октября 2012 года объявлена резолютивная часть постановления.

10 октября 2012 года постановление изготовлено в полном объеме. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Фриева А.Л.,

судей: Марченко О.В., Казакова Г.В., 

при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,

рассмотрев апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ОГРН 1040872150406, 358000, г. Элиста, ул. Ю.Клыкова, д. 1) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.07.2012 по делу № А22-1097/2012 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (ОГРН 1100816003342, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. М.Лермонтова, д. 4) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (судья Шевченко В.И.),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия,

при участии в судебном заседании:

- от ГУ МЧС России по Республике Калмыкия: Обушиев С.П. по доверенности №10/1605 от 12.04.2012, Хонгоров Г.А. по доверенности №4394 от 01.10.2012;

- от Управления Росреестра по Республике Калмыкия: Лоскутова Л.Э. по доверенности №03-161 от 11.01.2012;

- в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (далее – заявитель, ТУ Росимущества в Республике Калмыкия) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным решения от 13.04.2012 №01/101/2012-887 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее – ответчик, Управление Росреестра по Республике Калмыкия) об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 3 717 кв.м. с кадастровым номером 08:14:030547:21, находящийся по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. В.И. Ленина, д. 349.

Заявление мотивировано следующим. ТУ Росимущества в Республике Калмыкия обратилось к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, находящийся по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. В.И. Ленина, д. 349. Ответчик отказал заявителю в государственной регистрации на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – ФЗ «О государственной регистрации прав»). По мнению заявителя, земельный участок относится к федеральной собственности. Отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не соответствует закону, нарушает право заявителя на регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.07.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признано недействительным сообщение Управления Росреестра по Республике Калмыкия от 13.04.2012 №01/101/2012-887 об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. На Управление Росреестра по Республике Калмыкия возложена обязанность зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с кадастровым номером 08:14:030547:21.

Судебный акт мотивирован следующим. Представленный заявителем в Управление Росреестра по Республике Калмыкия пакет документов соответствует установленному перечню, ссылки в оспариваемом отказе на абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав» неправомерны, право собственности Республики Калмыкия на часть объекта недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее – ЕГРП), оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя.

Не согласившись с данным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, регистрация права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией нарушит права Республики Калмыкия как собственника части помещений административного здания расположенного на данном участке.

Представители заявителя, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4, 5, 14 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований - отказать.

Представитель ГУ МЧС России по Республике Калмыкия просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела и апелляционные жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.07.2012 по делу № А22-1097/2012 является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Республике Калмыкия в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (утверждено приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 №278) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральным законом (п. 4.16).

14.02.2012 ТУ Росимущества в Республике Калмыкия обратилось в Управление Росреестра по Республике Калмыкия для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок общей площадью 3 717 кв.м. с кадастровым номером 08:14:030547:21, находящийся по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. В.И. Ленина, д. 349.

13.04.2012 сообщением №01/101/2012-887 ответчик отказал в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок общей площадью 3 717 кв.м. с кадастровым номером 08:14:030547:21 на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав». Кроме того, в отказе указано, что отсутствуют сведения о регистрации прав на оставшиеся нежилые помещения (кроме 1-3 эт.), правообладатель которых также имеет право на земельный участок.

Не согласившись с отказом, ТУ Росимущества в Республике Калмыкия обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200, а также ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие совокупности условий – не соответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возложена на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.

Порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется ФЗ «О государственной регистрации прав».

Согласно части 1 статьи 13 ФЗ «О государственной регистрации прав» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица (пункт 1 статьи 16 ФЗ «О государственной регистрации прав»).

Как указано в абзаце 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав», в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В качестве основания совершения регистрационного действия заявителем указана статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Аналогичные основания предусмотрены ст. 18 ЗК РФ и в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации.

Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.

Пунктами 2, 3 статьи 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, изложенные в пункте 1 той же статьи.

Статьей 30.1 ФЗ «О государственной регистрации прав» определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.

Пунктом 2 статьи 30.1 ФЗ «О государственной регистрации прав» предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404).

Для подтверждения оснований отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности в соответствии с названными актами ТУ Росимущества в Республике Калмыкия представило в Управление Росреестра по Республике Калмыкия пакет документов полностью соответствующий названному Перечню.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерности ссылки ответчика в оспариваемом отказе на абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав».

Заявителем в Управление Росреестра по Республике Калмыкия представлены постановления мэрии г. Элисты Республики Калмыкия от 27.10.2000

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу n А22-1882/2011. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить полностью  »
Читайте также