Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу n А61-1535/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 31 октября 2012 года Дело № А61-1535/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2012 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.08.2012 по делу № А61-1535/2012 (судья Родионова Г.С.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676, ИНН 2626800494) к обществу с ограниченной ответственностью «Главспиртторг» (ОГРН 1061516008069, ИНН 1516610604) о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителя заявителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу Жариковой А.М. по доверенности от 10.01.12 УСТАНОВИЛ решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.08.2012 отказано в удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – управление, заявитель) к обществу с ограниченной ответственностью «Главспиртторг» (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Суд указал на истечение трехмесячного срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и указывая на необходимость применения годичного срока давности привлечения к административной ответственности в связи с квалификацией правонарушения как нарушающего законодательство об охране здоровья граждан и защите прав потребителей. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие общества, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Общество заявило ходатайство о рассмотрение апелляционной жалобы без его участия. Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, общество осуществляло деятельность по производству, хранению и поставке произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе головной фракции этилового спирта на основании лицензии Б 068269 от 23.08.2007, аннулированной постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010. В ходе проведения административного расследования должностным лицом управления в период с 04.04.2012 по 05.04.2012 проведен осмотр принадлежащих обществу на праве собственности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, расположенных по адресу: РСО-Алания, г. Ардон, Алагирское шоссе, 1, о чем составлены протоколы осмотра № 36-03/12-1/1 от 04.04.2012, № 36-03/12-1/3 от 05.04.2012. В протоколах указано на обнаружение в здании спиртохранилища 8 емкостей с этиловым спиртом общим объемом примерно 25 тыс. дал, в спиртоприемном отделении – 3 емкостей с этиловым спиртом общим объемом примерно 15 тыс. дал. В отношении общества 31.05.2012 составлен протокол об административном правонарушении № 36-03/12-2 по факту промышленного производства и оборота этилового спирта без соответствующей лицензии. Деяние общества квалифицировано по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ. На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 202 АПК РФ управление обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о привлечении общества к административной ответственности. В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол. В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154 (далее - Положение), Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения). Управление является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, положение о котором утверждено приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 02.09.2009 № 59. Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ). Согласно статье 2 Закона № 171 оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является закупка, поставки, хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. В соответствии со статьями 9, 18 Закона № 171 производство, хранение и поставка произведенных спиртовых напитков, закуп, хранение и поставка спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставка произведенного этилового спирта, в том числе головной фракции этилового спирта, производство, хранение и поставка произведенных натуральных вин осуществляются только организациями, которые имеют соответствующие лицензии. В силу части 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Из материалов дела следует и не оспаривается обществом, что по истечении срока действия выданной обществу лицензии, оно новую лицензию не получило и на момент проверки в период с 04.04.2012 по 05.04.2012 осуществляло хранение остатков этилового спирта. В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона. Из данной правовой нормы следует, что организация имеет право на хранение алкогольной продукции без соответствующей лицензии в течение 2 месяцев с момента прекращения действия лицензии. При этом Закон № 171-ФЗ обязывает организацию производить оборот продукции под контролем лицензирующего органа. Указанная правовая норма вступила в силу с 22.07.2011. Установленная пунктом 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ обязанность по порядку хранения остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в течение 2-месячного срока распространяется как на организации, лицензии которых прекратили действие после 22.07.2011, так и на организации, действие лицензий которых было прекращено до 22.07.2011. Двухмесячный срок для реализации остатков продукции, исчисляемый с момента аннулирования лицензии Б 068269, истек 09.02.2011. Указанные обстоятельства обществом не оспорены. Вместе с тем суд первой инстанции правомерно учел следующее. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении трех месяцев со дня его обнаружения (части 1, 2). Как установлено судом первой инстанции, факт хранения этилового спирта был обнаружен сотрудниками управления в период с 04.04.2012 по 05.04.2012 (протоколы осмотра № 36-03/12-1/1 от 04.04.2012 и № 36-03/12-1/3 от 05.04.2012). Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.01.2003 № 2, при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции об истечении установленного статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, за правонарушение, совершенное и установленное в период с 04.04.2012 по 05.04.2012. Обоснованно отклонен судом первой инстанции довод управления о необходимости применения годичного срока давности в связи с квалификацией правонарушения как нарушающего законодательство об охране здоровья граждан и защите прав потребителей в силу следующего. В материалах дела об административном правонарушении имеется заключение эксперта Экспертно-Криминалистического центра ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю от 30.05.2012 № 457 о проведении химической пищевой экспертизы, из выводов которого следует, что представленные на исследование жидкости в 27-ми стеклянных бутылках, каждая емкостью 0,5 л., изъятых в ходе отбора проб и образцов от 04.04.2012 № 36-03/12¬1 на территории ООО «Гласпиртторг» соответствуют требованиям ГОСТ Р 51652-2000 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья» и являются спиртом этиловым ректификованным из пищевого сырья. Токсичные микропримеси, влияющие на здоровье потребителя - в пределах, установленных ГОСТ. Согласно пункту 3 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263, экспертиза некачественной и опасной пищевой продукции проводится в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения. В заключении, составленном после ее проведения, указывается о несоответствии пищевой продукции требованиям нормативных документов, а также определяется возможность ее утилизации или уничтожения (пункт 10). Выводы эксперта не содержат информации об их опасности для жизни и здоровья потребителей и указания на утилизацию и прямо указывают на соответствие отобранных образцов требованиям ГОСТ. Апелляционная инстанция учитывает содержащееся в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее – Постановление N 10) разъяснение о необходимости в целях определения давностных сроков при квалификации объективной стороны состава правонарушения учитывать его существо, субъектный состав возникших отношений и характера применяемого законодательства. Кроме того, в названном Постановлении указано, что судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Оценив характер вмененного в вину управлением обществу административного правонарушения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для вывода о том, что хранение обществом произведенной им алкогольной продукции само по себе свидетельствует о нарушении прав потребителей. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу n А61-1532/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|