Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу n А18-361/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                             

07 ноября 2012 года                                                                           Дело № А18-361/2012

                                              

31 октября 2012 года объявлена резолютивная часть постановления.

07 ноября 2012 года постановление изготовлено в полном объеме. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Фриева А.Л.,

судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу  Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.07.2012 по                                           делу №А18-361/2012 (судья Хаджиев Т.А.)

по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ОГРН 1020600987571, ИНН 0602012733; Ингушетия Республика, Назрань Город, Базоркина Проспект, 15)

к Правительству Республики Ингушетия (ОГРН 1020600985932, ИНН 0602000696; Город Магас, Проспект И.Зязикова), администрации Назрановского муниципального района (ОГРН 1090608002803, ИНН 0608014293; Ингушетия Республика, Назрановский р-н, Назрань г, Осканова ул, 41),

о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента принятия ненормативных правовых актов,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Ингушетия (ОГРН 1040600284922, ИНН 0606013424; Республика Ингушетия, г. Магас, К.Кулиева ул., 4)

при участии в судебном задании:

от Правительства Республики Ингушетия - Цечоева М.Я. по доверенности № МЧ-2966/р от 31.12.2011;

от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия – Вышегурова И.М. по доверенности № 26 от 12.12.2011;

в отсутствие других, не явившихся представителей лиц, участвующих в деле,  извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

У С Т А Н О В И Л:

 

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Правительству Республики Ингушетия  (далее – правительство) и администрации Назрановского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительными пункта 5 Постановления Правительства Республики Ингушетия от 14.09.2006 №136 «Об изменении категории земель» и постановления администрации Назрановского района от 10.10.2006 №284 «Об отводе земельного участка».

Определением суда от 28.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Ингушетия.

Решением суда Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.07.2012 в удовлетворении заявленных  требований отказано. Судебный акт мотивирован пропуском срока обжалования оспариваемых ненормативных актов.

Не согласившись с данным решением суда, министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Министерство считает, что изъятие, перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного  использования в категорию земель поселений  и последующий отвод земельного участка постановлением правительства РИ от 14.09.2006 №136 и постановлением администрации от 10.10.2006 №284 произведен с нарушением  порядка предусмотренного  законом.  При этом министерство считает, что  суд первой инстанции не выяснил причины несвоевременного обжалования указанных ненормативных актов, и когда заявителю стало известно  о принятии  оспариваемых ненормативных актов.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом уточнений, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом уточнений, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но  о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как видно из материалов дела, Постановлением Правительства РИ от 14.09.2006 №136 «Об изменении категории земель» из пахотных земель ГУП «Экажевское» изъят и переведен в категорию земель поселений с. Экажево земельный участок общей площадью 35 га для расширения приусадебного фонда.

Постановлением администрации Назрановского района №284 от 10.10.2006 данный земельный участок был отведен под расширение приусадебного фонда.

Министерство, считая изъятие спорного участка незаконным, обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией. Само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами.

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Министерство обратилось с заявлением о признании ненормативных правых актов недействительными 30.05.2012, т.е. за пределами трехмесячного срока обжалования, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока Министерством не заявлено, доказательств прерывания данного срока не представлено.

Ссылка на то, что  Министерству стало известно о принятых обжалуемых актах только  из поручения заместителя председателя Правительства Республики Ингушетия от 21.05.2012, в связи с чем срок на обжалование не истек, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как видно из оспариваемых ненормативных актов  они приняты на основании  Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики «О регулировании  земельных отношений» и решении комиссии  Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам от 18.05.2006 и протокола комиссии №21 от 18.05.2006.

Вместе с тем Указом Президента РИ от 25.01.2005 № 16 "О составе комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам" (вступил в силу с 25 января 2005 года пункт 3 данного документа, опубликован г-та "Ингушетия", N 17, 22.02.2005) утвержден состав комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам, в которую в частности вошел Битиев М.А. – заместитель  министра имущественных отношений Республики Ингушетия. Данный указ  утратил силу в связи с изданием Указа Президента РИ от 21.06.2008 N 285, утвердивший новый состав комиссии, в который также вошел Битиев М.А. - заместитель министра  имущественных отношений Республики Ингушетия. 

Указом Президента РИ от 06.02.2009 № 29 (в ред. от 02.08.2010) "О составе комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам" утвержден очередной состав комиссии, в который вошел Битиев М.А. - министр имущественных отношений Республики Ингушетия, как заместитель председателя комиссии. 

Как видно из заявления о признании  недействительным ненормативных актов, полномочия заявителя предоставлены министром имущественных отношений Республики Ингушетия Битиевым М.А.

Министерство является республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории Республики Ингушетия в сфере имущественных и земельных отношений, межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных республиканских органов исполнительной власти на территории Республики Ингушетия. Следовательно, заявитель должен был знать о существовании обжалуемых ненормативных правовых актов с момента их вынесения.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в период издания оспариваемых ненормативных актов Министерство обладало информацией об их вынесении и имело возможность своевременно обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Пропуск срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании недействительным ненормативного акта.

Вместе с тем ненормативный акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако Министерство не предоставило доказательств, свидетельствующих, что оспариваемые ненормативные акты нарушают права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В заявлении и жалобе Министерство ссылается на нормы права, которым противоречит распоряжение, но не приводит обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о незаконном возложении на них каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При изложенных обстоятельствах доводы заявителя жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалованного судебного акта.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.07.2012 по                                           делу №А18-361/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный  суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    А.Л. Фриев

Судьи:                                                                                                                Г.В. Казакова

                                                                                                                            О.В. Марченко

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу n А15-1849/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу  »
Читайте также