Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу n А15-1077/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А15-1077/2011 07 ноября 2012 года 31 октября 2012 года объявлена резолютивная часть постановления. 07 ноября 2012 года постановление изготовлено в полном объеме. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фриева А.Л., судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.08.2012 по делу №А15-1077/2011 по иску Министерства финансов Республики Дагестан (ОГРН 1020502523535, ИНН 0562043732) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (ОГРН 1062632033760, ИНН 2632082700) о взыскании 9 685 860 рублей 95 копеек (судья Магомедов Т.А.), в судебное задание явились: от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - Гаджиева Б.П. по доверенности № 88-12 от 01.01.2012; в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети «Интернет», У С Т А Н О В И Л:
Министерство финансов Республики Дагестан (далее - министерство министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан (по месту нахождения филиала ответчика и в соответствии с договорной подсудностью) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск (далее - компания, ранее ООО «Кавказрегионгаз») о взыскании 9 685 860 рублей 95 копеек в доход республиканского бюджета Республики Дагестан. Исковые требования обоснованы неправомерным перечислением денежных средств ответчику в счет возмещения в 2008 году расходов, связанных с предоставлением услуг льготным категориям граждан. Решением от 27.10.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2011, иск удовлетворен. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2012 года решение от 27.10.2011 и постановление апелляционного суда от 10.02.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан. Суд кассационной инстанции указал, что необходимо установить, за счет средств какого бюджета (республиканского или федерального) осуществлено финансирование льгот, не предоставленных поставщиком, и определить сумму, которую вправе взыскивать Республика Дагестан. При новом рассмотрении решением суда Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств размера неосновательного обогащения. Не согласившись с данным решением суда, министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Министерство считает, что не доказан факт целевого использования полученных компанией полученных денежных средств в сумме 9 685 860 рублей 95 копеек, поскольку в ходе проверки установлено предоставление компанией льгот по бухгалтерскому учету в сумме 626 873 885 рублей при финансировании льготных категорий граждан за потребленный газ на сумму 636 559 745 рублей, что подтверждено актом сверки расчетов между сторонами и сведениями о фактически предоставленных льготах в 2008 году. В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле. Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, министерством, компанией, ООО «Дагестангазсервис», ООО «Дербентгоргаз», ООО «Кизилюртгоргаз», ООО «Избербашгоргаз», ООО «Буйнакскгоргаз» и ООО «Дагогнигоргаз» заключен договор от 18.01.2008 о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за потребленный газ на 2008 год (далее - договор от 18.01.2008). В соответствии с договором компания в качестве поставщика осуществляет поставку газа отдельным категориям граждан, которым в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Дагестан предоставляются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 1.1), а министерство возмещает поставщику понесенные расходы за счет средств, предусмотренных бюджетом на очередной финансовый год на компенсацию расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, с учетом НДС (пункт 1.2). В соответствии с разделом 3 договора от 18.01.2008 расчеты за газ производятся непосредственно между министерством и поставщиком. Денежные средства, предусмотренные в республиканском бюджете Республики Дагестан на компенсацию мер социальной поддержки при оплате газа отдельными категориями граждан, ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, перечисляются на счет поставщика. Срок действия договора установлен с 01.01.2008 по 31.12.2008 (пункт 5.2). Как следует из искового заявления, усматривается из актов сверки расчетов и признано ответчиком, министерство перечислило компании в 2008 году 590 593 300 рублей в счет компенсации расходов по оказанию мер социальной поддержки. Переходящее сальдо финансирования на 01.01.2008 в пользу министерства составляло 48 579 812 рублей. Итого на цели компенсации расходов по оказанию мер социальной поддержки в рамках договора от 18.01.2008 компания в 2008 году получила 639 173 112 рублей. В соответствии с представленными компанией министерству отчетами компания понесла расходы по оказанию мер социальной поддержки льготным категориям граждан в 2008 году в размере 636 559 745 рублей. Излишне полученные денежные средства в размере 2 613 367 рублей (639 173 112 рублей - 636 559 745 рублей) возвращены компанией министерству. Таким образом, ответчиком в соответствии с условиями договора от 18.01.2008 получено 636 559 745 рублей на цели оказания мер социальной поддержки льготным категориям граждан. Вместе с тем министерство, считая, что имело место фактическое предоставление компанией в 2008 году льгот по данным бухгалтерского учета на сумму 626 873 885,05 рубля, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании переплаченной разницы. В силу пункта 4 статьи 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Вместе с тем согласно статье 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. Поэтому в случае окончания срока действия договора сторона, исполнившая свои обязательства по передаче денежных средств, но не получившая встречного предоставления, вправе требовать возврата переданных должнику денежных средств на основании статей 1102 и 1104 ГК РФ. Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Из приведенных положений следует, что для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие двух обстоятельств: приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовыми актами или сделкой оснований, а также обогащение одного лица за счет другого лица. В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В предмет доказывания по делу о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу; факт пользования ответчиком этим имуществом; период пользования суммой неосновательного обогащения. При предъявлении иска о неосновательном обогащении на истце лежит обязанность доказать, что ответчик приобрел имущество за счет истца при отсутствии правовых оснований для его получения. Как видно из пункта 2.1 договора от 18.01.2008 компания обязалась представлять министерству ежемесячно отчетность и счета-фактуры, ежеквартально представлять акт сверки расчетов, а в конце года производить совместно с министерством сверку взаимных расчетов поставки газа. Из указанных актов сверки и счетов-фактур следует сумма выставленных к возмещению расходов компании, а также фактическое финансирование министерством компании на указанные цели. В соответствии с пунктом 4.4 договора от 18.01.2008 при выявлении в ходе проверок уполномоченными органами фактов завышения поставщиком отчета о фактически произведенных расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при оплате газа, сумма излишне выделенных министерством на эти цели средств подлежит возврату поставщиком в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с актом проверки целевого использования средств от 10.06.2010 Счетной палаты Республики Дагестан: за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 министерством произведено финансирование компании в суме 590 593,3 тыс. руб.; денежные средства в виде субсидий и субвенций в сумме 48 579,8 тыс. руб., оставшиеся неиспользованными по целевому назначению по завершении финансового 2007 года, использованы компанией на предоставление льготного газа отдельным категориям граждан в 2008 году. Общий долг компании на 01.01.2009 согласно акту сверки между сторонами в сумме 2 613 366,93 рубля возвращен в республиканский бюджет Республики Дагестан после проверки ТУ ФС ФБН РФ по РД 09.07.2009 платежным поручением №2239; в ходе проверки фактического предоставления льгот по лицевым счетам абонентов установлено, что льготы предоставлены всего 254 593 льготникам, в то время, как компания в представленных в министерство документах указывает на предоставление льгот 326 215 льготникам (на 71 622 льготника больше), что свидетельствует о недостоверности отчетных данных бухгалтерского учета фактическим данным лицевых счетов компании. В ходе сплошной проверки начислений оплаты за газ и предоставления льгот по 254 593 лицевым счетам абонентов-льготников компании установлено: предоставление компанией льгот по бухгалтерскому учету (лицевым счетам) в сумме 626 873 885 рублей; финансирование министерством в сумме 636 559 745 рублей; фактическое перефинансирование с учетом возврата 2 613 366,93 рубля составило 9 685 860,95 рубля; отчетные данные компании, предоставляемые в министерство о фактически оказанных льготах, не соответствуют бухгалтерскому учету начислений льгот. По одиннадцати абонентским службам льгот предоставлено на 46 963 986 рублей больше, чем профинансировано министерством по этим абонентским службам, в том числе: Табасаранский район - 2 173 798 руб., Сергокалинский район - 1 860 453 руб.; Буйнакский район- 5 733 924 руб.; Карабудахкентский район - 4 158 809 руб.; Хасавюртовский район - 8 199 267 руб.; Новолакский район - 2 353 556 руб.; Бабаюртовский район - 3 396 665 руб.; г. Хасавюрт - 10 555 028 руб.; Кизилюртовский район - 5 017 465 руб.; Казбековский район - 724 007 руб.; г. Махачкала - 2 791 011 руб., а по двадцати трем абонентским службам льгот предоставлено меньше на 56 649 547 рублей, чем профинансировано министерством, в том числе: Дербентский район - 6 550 563 руб.; г. Дербент - 139 763 руб.; г. Дагогни - 4 635 324 руб.; Магарамкентский район - 4 045 480 руб.; С-Стальский район - 588 949 руб.; Курахский район - 921 206 руб.; Хивский район - 56 981 руб.; Каякентский район - 1 326 762 руб.; Кайтагский район - 3 021 503 руб.; Дахадаевский район - 629 122 руб.; Акушинский район - 327 733 руб.; г. Избербаш - 4 609 970 руб.; Левашинский район - 1 009 336 руб.; Кумторкалинский район- 4 306 852 руб.; г. Буйнакск - 6 688 662 руб.; г. Каспийск - 2 372 526 руб.; Новострой - 39 676 руб.; Кизлярский район - 4 722 746 руб.; Ногайский район - 1 074 668 руб.; Тарумовский район - 2 217 453 руб.; г. Ю-Сухокумск - 2738 руб.; г. Кизляр - 4 929 378 руб.; г. Кизилюрт - 2 432 445 руб. Копии отчетов по движению средств на лицевых счетах абонентов-льготников прилагаются к акту на электронном Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу n А63-9663/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|