Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу n А15-1031/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А15-1031/2012 

12 декабря 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И.,

судей: Годило Н.Н., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания              Карповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карабудахкентский район» Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.09.2012 по делу № А15-1031/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ясон» к администрации муниципального образования «Карабудахкентский район» Республики Дагестан о признании незаконным бездействия и обязании принять решение о переоформлении права аренды земельного участка, расположенного в районе села Агачаул, обязании в двухнедельный срок направить проект договора аренды земельного участка сроком на 49 лет с кадастровым номером 05:09:000018:497, общей площадью 200000 кв.м (20 га), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образования «село Агачаул» Республики Дагестан (судья Алиев А.А.),

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Ясон» - Адаева У.А. (директор);

от администрации муниципального образования «Карабудахкентский район» Республики Дагестан – не явились, извещены надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Ясон» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Карабудахкентский район» (далее - администрация) незаконным, обязании администрации принять решение (постановление) о переоформлении обществу на праве аренды сроком на 49 лет земельный участок, расположенный в районе с. Агачаул, обязании администрации в двухнедельный срок направить обществу по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район, с. Каякент, ул. Дахадаева, 9, проекты договоров аренды земельного участка сроком на 49 лет с кадастровыми номерами 05:09:000018:497- общей площадью 200000 кв.м (20 га).

Определением суда от 02.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование «с.Агачаул».

Решением от 10.09.2012 суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения по существу заявления общества о предоставлении земельного участка в аренду, обязав администрацию в месячный срок с момента вынесения решения по настоящему делу принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: с. Агачаул, Карабудахкентский район, Республика Дагестан, площадью 20 га, с кадастровым номером 05:09:000018:497 в аренду обществу, а также подготовить и направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка. Взыскал с администрации в пользу общества 2 000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает на незаконность возникновения у общества права на спорный участок, а также указывает на его нецелевое использование.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Администрация, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 22.03.2012 общество обратилось в администрацию о предоставлении земельного участка площадью 20 га, расположенного в районе с. Агачаул Карабудахкентского района на праве аренды с приложением документов, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

В установленном порядке администрация не приняла решения о предоставлении обществу указанного земельного участка на праве аренды.

Письмом от 17.04.2012 администрация указала на предоставление иных документов, не предусмотренных вышеуказанным приказом.

Считая, что у администрации отсутствуют основания требовать документов, не предусмотренных вышеуказанным Перечнем, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения такого заявления следует установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Для приобретения права собственности на земельный участок собственнику объектов недвижимости необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с приложением перечня документов, который установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент обращения общества в администрацию).

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Ленинского районного (сельского) Совета депутатов трудящихся от 05.01.1989 кооперативу «Руно» в постоянное (бессрочное) пользование было отведено 20 га земли, что удостоверено государственным актом от 05.01.1989 и свидетельством на землепользование №С-1-446 от 25.04.1995.

Решением исполкома Карабудахкентского районного Совета народных депутатов от 08.06.1998 №199 кооператив «Руно» реорганизован и на его базе учреждено ООО «Ясон», которое является правопреемником кооператива «Руно» и правопользователем на указанный земельный участок. Данное обстоятельство также подтверждено вступившими в законную силу судебными решениями Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.05.2004 по делу №А15-558/04-15, от 26.01.2010 по делу №А15-1044/2009, от 12.09.2011 по делу №А15-736/2011.

Во исполнение вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.03.2008 по делу №А15-2719/2007 Управление Роснедвижимости по РД в лице его территориального межрайонного отдела №21 по Карабудахкентскому району утвердило межевое дело на земельный участок ООО «Ясон» площадью 20 га, расположенный в районе сел. Агачаул Карабудахкентского района, с внесением этого земельного участка в государственный земельный кадастр и 18.05.2010 выдало обществу кадастровый паспорт земельного участка №009-201/10-4880 с кадастровым номером 05:09:000018:497.

Из материалов дела следует, что обществу от кооператива «Руно» в порядке правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком площадью 20 га.

При этом в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации общество обязано переоформить свое право на право аренды или приобрести в собственность, а не переоформлять существующее право.

Из материалов дела следует, что 05.01.1989 Исполнительным комитетом Ленинского районного (сельского) совета депутатов трудящихся кооперативу «Руно» в постоянное (бессрочное) пользование отведено 20га земли, из них 19га пастбищ и 1га прочих угодий, что удостоверено государственным актом от 05.01.1989 и свидетельством №С-1-446 от 25.04.1995.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.05.2004 по делу №А15-558/04-15 подтверждено право общества (как правопреемника кооператива «Руно») на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 20 га. А также установлено решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.01.2010 по делу № А15-1044/2009.

Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие названного Кодекса, сохраняется.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения данного Кодекса в действие. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.

Пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101 -ФЗ) определяет, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В пунктах 1, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Вводного закона, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса.

Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Вводного закона и статья 36 Земельного кодекса

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу n А63-12747/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также