Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу n А25-959/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                               Дело № А25-959/2012

26 декабря 2012 г.                                                                              

           

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 г.,

Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2012 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Контролер» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2012 года по делу № А25-959/2012,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Контролер» (ОГРН 1100917002031, ИНН 0917017453)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 7703204850),

 третьи лица - Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Карачаево-Черкесского филиала, Общество с ограниченной ответственностью «Первое Жилищно-коммунальное управление» и Общество с ограниченной ответственностью «Многофункциональный расчетный центр»,

об оспаривании ненормативного правового акта (судья Калмыкова М.Ю.)

при участии  в судебном заседании:

от ООО «Контролер»: Фонграт Я.В. по доверенности № 38 от 17.05.2012;

от ООО «Многофункциональный расчетный центр»: Бязров А.И. по доверенности №1858 от 13.11.2012;

от ООО «Первое жилищно-коммунальное управление»: не явились, извещены;

от Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики: не явились, извещены;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике: не явились, извещены.

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Контролер» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд КЧР с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, УФАС по КЧР) о признании недействительным приказа от 28.03.2012 №33/09 о включении общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр).

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью «Контролер» в порядке ст.49 АПК РФ уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия УФАС по КЧР по включению общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, признать недействительным приказ УФАС по КЧР от 28.03.2012 №33/09 о включении общества в реестр, а также обязать антимонопольный орган исключить ООО «Контролер» из реестра.

Определением суда от 30.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Карачаево-Черкесского филиала, общество с ограниченной ответственностью «Первое Жилищно-коммунальное управление» и общество с ограниченной ответственностью «Многофункциональный расчетный центр».

Решением суда от 17 октября 2012 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Контролер» (ОГРН 1100917002031, ИНН 0917017453) отказано.

Решение мотивированно тем, что оспариваемый приказ антимонопольного органа соответствует требованиям законодательства о защите конкуренции, включение заявителя в реестр хозяйствующих субъектов с долей на рынке определенного товара более 35 процентов не нарушает его права и законные интересы. Сам по себе факт включения заявителя в указанный реестр не нарушает интересы заявителя, но и не позволяет злоупотреблять своим положением на соответствующем товарном рынке.

Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью «Контролер» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что антимонопольный орган при вынесении оспариваемого приказа превысил свои полномочия, так как контроль и надзор за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг осуществляет Роспотребнадзор. Судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство общества о привлечении к участию в деле в качестве специалистов представителей Министерства строительства КЧР.   Услуги по учету потребителей являются нераздельной частью рынка оказания коммунальных услуг и не составляют самостоятельного товарного рынка в смысле, определенном статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Ведение учета потребителя не является товаром, соответственно не существует подобного товарного рынка, кроме того УФАС по КЧР ранее не выделялось подобного вида товаров.

В судебном заседании представитель ООО «Контролер», Фонграт Я.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

УФАС по КЧР представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

 Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2012 года по делу № А25-959/2012 следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью «Контролер» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике 01.12.2010 за номером 1100917002031. Основным видом деятельности общества является предоставление прочих услуг (код ОКВЭД 74.84).

Обществом заключены договоры на оказание услуг, связанных с учетом потребителей коммунальных ресурсов и услуг, с ОАО «Черкесские городские электрические сети» (договор от 21.12.2010 №02), ОАО «Водоканал» (договор от 21.12.2010 №03/10), КЧРГУП «Тепловые сети» (договор от 21.12.2010 №04/10), ЧГМУП «Спецавтохозяйство» (договор от 10.11.2011 №24/11) и ОАО «Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска» (договор от 21.12.2010 №05/10, расторгнутый 10.01.2012).

Предметом указанных договоров является ведение учета лицевых счетов потребителей, регистрация количества членов семей потребителей, расчеты за коммунальные услуги с потребителями на основании показаний приборов учета по тарифам, разноска потребителям платежные документы (квитанций), направление потребителям требований о внесении платы за коммунальные услуги, в том числе в судебном порядке, осуществление проверки правильности снятия потребителями показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, приостановление или ограничение подачи коммунальных услуг потребителям.

На основании аналитического отчета от 28.03.2012 УФАС по КЧР пришло к выводу о том, что ООО «Контроллер» с долей 97,82% занимает доминирующее положение на рынке по ведению учета потребителей.

Приказом от 28.03.2012 №33/09 антимонопольный орган включил ООО «Контролер» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов.

Полагая, что действия и приказ УФАС по КЧР не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в области предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий и ненормативного правового акта УФАС по КЧР.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

- доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

- доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно пунктам 8, 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а также устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

Перечисленные нормы законодательства о защите конкуренции, Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 №324, а также Положение об Управлении Федеральной антимонопольной службы по КЧР подтверждают наличие у УФАС по КЧР полномочий по включению в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов и осуществляющих свою деятельность на территории региона.

Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896, в силу пункта 1 которых Реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 8 Правил доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что решение о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр оформляются приказом антимонопольного органа.

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 №220 (далее по тексту - Порядок).

Согласно пункту 1.3. Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:          определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка;             определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок;             оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; составление аналитического отчета.

 Аналитический отчет  от 28.03.2012 УФАС по

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу n А63-16383/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также