Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 по делу n А15-2041/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                  Дело  № А15-2041/2012

15 января 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 г.

Полный текст постановления изготовлен 15 января 2013 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего: Афанасьевой Л.В., 

Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,

при   ведении   протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  ООО КБ "Нафтабанк" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13 ноября 2012года  по делу № А15-2041/2012,

по заявлению ООО КБ "Нафтабанк",

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан,

об отмене постановления от 28.08.2012 №196-А о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу, (судья Алиев А.А.)

при участии  в судебном заседании:

от УФАС по РД: Сулейманов А.Б. по доверенности от 10.01.2013.

 

УСТАНОВИЛ:

КБ "Нафтабанк" ООО (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с жалобой об отмене постановления Дагестанского УФАС России (далее - антимонопольный орган, управление) от 28.08.2012 №196-А о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

Решением суда от 13 ноября 2012 года в удовлетворении заявления КБ «Нафтабанк» ООО отказано.

Решение мотивированно наличием состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.  

Не согласившись с принятым решением, ООО КБ "Нафтабанк" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что состав административного правонарушения отсутствует, административный орган преминул формальное толкование норм права. При составлении протокола и рассмотрении административного дела интересы общества представляло не уполномоченное на то лицо, что существенно нарушает права и интересы общества.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13 ноября 2012года  по делу № А15-2041/2012 следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Дагестанским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации установлено, что 21.05.2012 в 11 часов 30 минут на телеканале «Россия-1» в рекламном блоке «Вести Дагестан» демонстрировалась реклама КБ «Нафтабанк» ООО в лице Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Абубакарова, 115 следующего содержания:

с 01 мая по 01 августа спеши принять участие в акции «от желания до реальности сделай» сделай свой вклад от 100 тыс. руб. и более и получи гарантированный приз (айфон, телевизор, бытовая техника, отдых в Италии и главный приз - автомобиль). Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО «покорить вершину своих желаний реально».

Решением от 17.07.2012 №22-Р Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем КБ «Нафтабанк» ООО в лице Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО, статьи 9 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем ФГУП ВГТРК в лице филиала ФГУП ВГТРК «Дагестан» и части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

Констатировано, что в размещенной рекламе отсутствуют сроки проведения акции, информация об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такой акции, а также о сроках, месте и порядке их получения.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33 и части 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Дагестанского УФАС России признала ненадлежащей указанную рекламу КБ «Нафтабанк» ООО в лице Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО размещенной на телеканале «Россия-1» ФГУП ВГТРК в лице филиала ФГУП ВГТРК «Дагестан».

Также КБ «Нафтабанк» ООО в лице Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО и ФГУП ВГТРК в лице филиала ФГУП ВГТРК «Дагестан» выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявителю выдано предписание от 18.07.2012 №22-Р о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, согласно которому КБ «Нафтабанк» ООО в лице Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО и ФГУП ВГТРК в лице филиала ФГУП ВГТРК «Дагестан» в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания обязано прекратить нарушение части 7 статьи 5, статьи 9 Закона Российской Федерации «О рекламе», а именно прекратить распространение рекламы: «с 01 мая по 01 августа спеши принять участие в акции «от желания до реальности сделай» сделай свой вклад от 100 тыс. руб. и более и получи гарантированный приз (айфон, телевизор, бытовая техника, отдых в Италии и главный приз - автомобиль».

КБ «Нафтабанк» ООО в лице Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО и ФГУП ВГТРК в лице филиала ФГУП ВГТРК «Дагестан» предложено представить в Дагестанское УФАС России письменные доказательства об исполнении пункта 1 предписания до 31.07.2012.

Усмотрев в действиях банка состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, управление составило протокол об административном правонарушении от 15.08.2012 №127/196-А.

На основании указанного выше протокола об административном правонарушении постановлением от 27.08.2012 №196-А банк постановлением о наложении штрафа по делу об административным правонарушении привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

О времени и месте составления протокола общество извещалось по юридическому адресу, указанному в выписке ЕГРЮЛ, Республика Дагестан, село Магарамкент, ул. Гагарина  (том №1 л.д.95).

Не согласившись с вынесенным постановлением от 27.08.2012 №196-А Дагестанского УФАС России, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 9 Закона N 38-ФЗ в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из материалов дела следует, что банком были допущены нарушения статьи 9 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона N 38-ФЗ, выразившиеся в распространении, в которой отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а также содержатся только некоторые из условий оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы): предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях; применяет меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управлением в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что 21.05.2012 в 11 час. 30 мин. на телеканале «Россия-1» в рекламном блоке «Вести Дагестан» демонстрировалась реклама КБ «Нафтабанк» ООО в лице Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Абубакарова, 115 следующего содержания:

С 01 мая по 01 августа спеши принять участие в акции «от желания до реальности сделай» сделай свой вклад от 100 тыс. руб. и более и получи гарантированный приз (айфон, телевизор, бытовая техника, отдых в Италии и главный приз - автомобиль). Махачкалинского филиала КБ «Нафтабанк» ООО «покорить вершину своих желаний реально».

В размещенной рекламе отсутствуют сроки проведения акции (год), информация об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такой акции, а также о сроках, месте и порядке их получения.

Данное обстоятельство свидетельствует о признаках нарушения части 7 статьи 5 закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно статье 9 Закона №38-ФЗ в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

-сроки проведения такого мероприятия;

-источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц  и  направленная  на привлечение  внимания  к  объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании пункта 5 статьи 3 Закона № 38-ФЗ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона № 38-ФЗ рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 9 и пунктом 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Как следует из толкования указанных выше норм права, рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

Материалами дела подтверждается факт того, что информация об условиях по вкладу и о сроках, условиях проведения стимулирующего мероприятия, содержащаяся в рекламе банка, адресованная неопределенному кругу лиц, не доведена до потребителя надлежащим образом, в таких действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ.

Исходя из смысла статьи 9 Закона № 38-ФЗ, к стимулирующим мероприятиям можно отнести лотереи, конкурсы, игры, пари, вручение подарков, призов, снижение цен на товары, распродажи, скидки или иные подобные мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Объединяет эти мероприятия признак стимулирования. В правилах и условиях проведения таких компаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность заполучить какое-нибудь материальное благо, поощрение.

Из формы подачи и смысла рекламной информации следует, что рекламируемая акция банка направлена на стимулирование приобретения услуги по открытию вклада в банке путем проведения акции: «от желания до реальности сделай» сделай свой вклад от 100 тыс. руб. и более и получи гарантированный приз (айфон, телевизор, бытовая техника, отдых

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 по делу n А63-13636/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также