Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2013 по делу n А63-2439/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                          

21 января 2013 года                                                                                 Дело № А63-2439/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «НК Роснефть-Ставрополь», г. Ставрополь и ООО «Лукойл Югнефтепродукт», г. Краснодар на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2012 по делу №А63-2439/2011 (судья Зорин В.А.) по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «НК Роснефть-Ставрополь», г. Ставрополь, (ИНН 2636035027, ОГРН 1022601948720), ООО «Лукойл Югнефтепродукт», г. Краснодар, (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь об оспаривании решения и предписания,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконферец-связи с Арбитражным судом Ставропольского края представителей: от УФАС по СК: Сапунов Д.Н. по доверенности; от ОАО «НК Роснефть-Ставрополье»: Ковлягин А.Н. по доверенности №229 от 29.12.2012; от ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт»: Сысоев С.В. по доверенности № 04/12-431 от 19.12.2012,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2012 отказано в удовлетворении требований ОАО «НК Роснефть-Ставрополь» и ООО «Лукойл Югнефтепродукт» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – управление) об оспаривании решения от 18.01.2011 № 126 о нарушении антимонопольного законодательства и выданных на основании данного решения предписаний от 28.12.2010 № 111 и № 112 об устранении нарушения. Суд пришел к выводу о доказанности нарушения заявителями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), поскольку в их действиях усматривается согласованность, направленная  на повышение и дальнейшее поддержание цен на рынке розничной реализации дизельного топлива, имеющая своим результатом ограничение конкуренции.

В апелляционных жалобах заявители просят отменить решение суда и удовлетворить требования, ссылаясь неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела. В частности, заявители указывают на неправильное толкование судом статей 8, 11 Закона № 135-ФЗ, а также на отсутствие правовой оценки имеющегося в деле экспертного заключения.

Управление в отзыве и письменных пояснениях возражает против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

В судебном заседании представители участников дела поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы  подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам изучения сведений о ценах на нефтепродукты в 2010 году управление пришло к выводу о согласованности действий ОАО «НК "Роснефть-Ставрополье"» и ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» по увеличению розничной цены на дизельное топливо на территории Ставропольского края. Решением управления от 18.01.2011 (резолютивная часть решения объявлена 28.12.2010) ОАО «НК "Роснефть-Ставрополье"» и ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, обществам выданы предписания № 111 и № 112 об устранении факта нарушения антимонопольного законодательства.

Данные ненормативные правовые акт оспорены заявителями в судебном порядке.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В статье 4 Закона № 135-ФЗ дано понятие конкуренции как соперничеству хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно статье 8 Закона № 135-ФЗ согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими   обстоятельствами,   в   частности,   могут   быть   изменение   регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года.

В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В пункте 2 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил следующее. При анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона № 135-ФЗ), арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут в том числе доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц.

Нормы Закона № 135-ФЗ о конкуренции не могут быть истолкованы как исключающие возможность антимонопольного органа доказать наличие согласованных действий через их объективированный результат: посредством определения соответствующего товарного рынка в его продуктовых, географических и уровневых границах, проведения анализа его состояния и обоснования однотипности поведения на нем хозяйствующих субъектов, чьи действия подпадают под критерии статьи 8 Закона и влекут последствия, указанные в статье 11 Закона № 135-ФЗ. При этом известность каждому из субъектов о согласованных действиях друг друга заранее может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества. Понятие согласованных действий по статье 8 Закона № 135-ФЗ предполагает сопоставление действий каждого, кто признан их участником.

Таким образом, согласованными могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии и способные привести к результатам, определенным Законом № 135-ФЗ.

В пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ определены признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Антимонопольным органом был проведено исследование фактических данных (представленной ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» информации, в том числе мониторинга цен, осуществляемого управлением).

Управлением установлено, что на АЗС, расположенных на территории Ставропольского края цены на дизельное топливо повышались в несколько этапов:

- с 27.03.2010 ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» повысило цены с 16,50 руб/л до 17,00 руб/л., что составило рост 3,03%,

- с 01.04.2010 ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» повысило цены с 16,40 руб/л. до 16,95 руб/л., что составило рост 3,35%;

- с 23.04.2010 ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» повысило цены с 17,00 руб/л. до 17,50 руб/л., что составило рост 2,94%;

- с 27.04.2010 ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» повысило цены с 16,95 руб/л. до 17,40 руб/л., что составило рост 2,65%;

- с 07.07.2010 ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» повысило цены с 17,50 руб/л. до 18,00 руб/л., что составило рост 2,86%;

- с 10.07.2010 ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» повысило цены с 17,40 руб/л. до 17,80 руб/л., что составило рост 2,30%;

- с 13.07.2010 ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» повысило цены с 17,80 руб/л. до 17,95 руб/л., что составило рост на 0,84%.

При этом динамика изменения цены на оптовом рынке дизельного топлива неоднозначна, характеризуется повышениями и падениями, хотя преобладающая тенденция в конечном счете – на повышение.

Так, на период первого повышения розничной цены на дизельное топливо (март-апрель 2010 года) колебание оптовой цены у ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» составило с 14 300 до 14 800 рублей (январь 2010 года), что составило рост в 3,49%, с 14 800 до 15 300 рублей (март 2010 года), что составило рост цены на 3,38%, с начала марта до начала апреля рост оптовой цены составил 3,27% с 15 300 до 15 800 рублей. На момент второго повышения (апрель 2010 года) розничной цены на дизельное топливо общий рост оптовой составил 6,33% с 15 800 до 16 800 рублей. И, на момент третьего повышения (июль 2010), наблюдалась отрицательная динамика закупочных оптовых цен на дизельное топливо и составила падение на 4,76%, с 16 800 до 16 000 рублей.

Оптовые закупочные цены ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» также менялись как в сторону повышения, так и в сторону падения, причем от двух до четырех раз в месяц. На период первого повышения розничной цены на дизельное топливо (март 2010 года) динамика такова - в январе рост оптовой цены на дизельное топливо составила 17,24% с 14 500 до 17 000 рублей, однако в конце января падение составило 8,82% с 17 000 до 15 500 рублей, к середине марта - рост составил 2,58% с 15 500 до 15 900 рублей. К моменту второго повышения розничной цены на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», наблюдался стабильный рост оптовой цены, который составил 10,69% с 15 900 до 17 100 рублей. Однако с конца мая по середину июня 2010 года наблюдалось резкое падение оптовой цены с 17 100 до 14 900 рублей, то есть на 12,87%.

Кроме того, размер роста розничной цены у указанных нефтяных компаний составил 50 копеек у ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и в первый период повышения, и во второй, и в третий периоды;

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2013 по делу n А63-12783/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также