Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А63-4667/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                          

05 марта  2014 года                                                                                 Дело № А63-4667/2013 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля  2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 марта  2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Ставрополь Фильм» и общества с ограниченной ответственностью «Салют» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2013 по делу  № А63-4667/2013  (судья В.А. Зорин)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Салют», г. Ставрополь, ИНН 2636034457, ОГРН 1022601978123, общества с ограниченной ответственностью «Ставрополь Фильм», г.Ставрополь, ИНН 2636042458, ОГРН 1042600259668,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г.Ставрополь,

третье лицо: Шержуков Дмитрий Александрович, г. Ставрополь,

о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12.04.2013 № 110 о признании ООО «Салют», ООО «Ставрополь Фильм» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12.04.2013 № 10, выданное ООО «Салют», о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12.04.2013 № 9, выданное ООО «Ставрополь Фильм»,

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края: Гритчин И.Н. от 17.12.2013;

от ООО «Салют» с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края: Товмасян С.В. по доверенности от 22.04.2013;

от ООО «Ставрополь Фильм»: Перегудова Т.Ю. по доверенности от 20.02.2014;

в отсутствие третьего лица участвующего в деле, извещенного надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Салют» (далее – ООО «Салют») и общество с ограниченной ответственностью «Ставрополь Фильм» (далее – ООО «Ставрополь Фильм») обратились в арбитражный суд Ставропольского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – УФАС по СК) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12.04.2013 № 110 о признании ООО «Салют», ООО «Ставрополь Фильм» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12.01.2013 № 10, выданное ООО «Салют», о признании незаконным предписания УФАС по СК от 12.04.2013 № 9, выданное ООО «Ставрополь Фильм».

Решением суда от 20.11.2013 в удовлетворении требований ООО «Салют», ООО «Ставрополь Фильм» к УФАС по СК о признании незаконным решения УФАС по СК от 12.04.2013 № 110 о признании ООО «Салют», ООО «Ставрополь Фильм» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; о признании незаконным предписания УФАС по СК от 12.04.2013 № 10, выданное ООО «Салют», о признании незаконным предписания УФАС по СК от 12.04.2013 № 9, выданное ООО «Ставрополь Фильм» отказано.

Не согласившись с таким решением суда, ООО «Салют» и ООО «Ставрополь Фильм» обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение от 20.11.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по СК просит оставить решение суда от 20.11.2013 без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ООО «Салют» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 20.11.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель ООО «Ставрополь Фильм» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 20.11.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель УФАС по СК поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда от 20.11.2013 без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Шержукова Д.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 22.01.2014 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).

Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 – 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления Шержукова Дмитрия Александровича Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю была проведена проверка деятельности кинотеатров «Октябрь» и «Салют», в ходе которой было установлено, что указанные кинотеатры являются основными поставщиками услуг по показу фильмов в городе Ставрополе.

В целях выявления субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказания услуг по показу фильмов в пределах территории города Ставрополя, управлением проведен анализ и оценка конкурентной среды, в ходе которого было установлено, что в настоящее время рынок услуг по показу фильмов по продуктовым границам (потребительским свойствам) сегментируется на рынок услуг по показу фильмов в форматах 2D и 3D.

По результатам проведенного анализа управлением установлено, что ООО «Ставрополь Фильм», осуществляющее показ фильмов в кинотеатре «Октябрь», по объемам оказанных услуг как в формате 2D, так и в формате 3D, имеет долю 70-76% и стабильно занимает доминирующее положение.

Вторым по объемам оказываемых услуг является ООО «Салют», осуществляющее показ фильмов в кинотеатре «Салют», доля которого на данном рынке составляет 23-24%.

Доли остальных кинотеатров, оказывающих услуги по показу фильмов в городе Ставрополе, не превышают 2,7%.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

На основании полученных в ходе анализа сведений заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что ООО «Ставрополь Фильм» и ООО «Салют» занимают коллективное доминирующее положение на рынке оказания услуг по показу фильмов в городе Ставрополе.

Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителей о неверном определении продуктовых границ товарного рынка, а также неправильном расчете долей ООО «Салют» и ООО «Ставрополь Фильм» на данном рынке ввиду следующего.

Утверждение ООО «Ставрополь Фильм» о необходимости расчета долей хозяйствующих субъектов по количеству посадочных мест в кинозалах признается необоснованным, поскольку данные о количестве посадочных мест свидетельствуют лишь о потенциальной возможности оказать соответствующую услугу определенному количеству потребителей. С дугой стороны, согласно представленным в дело материалам, реальная наполняемость залов редко превышает 15% от максимального количества мест.

Следовательно, расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по показу фильмов необходимо проводить исходя из данных о количестве проданных билетов (фактически оказанных услуг), а не количества посадочных мест. Данные об объемах продаж билетов на показ кинофильмов в форматах 2D и 3D свидетельствуют о том, что совокупная доля ООО «Салют» и ООО «Ставрополь Фильм» на указанных рынках в исследуемом периоде составляла 93% и 100% соответственно.

Доводы ООО «Салют» о том, что услуги по показу фильмов в кинотеатре могут быть заменены просмотром аналогичных фильмов на DVD-дисках или на Интернет-сайтах, осуществляющих платные трансляции соответствующих фильмов, также правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными ввиду того, что как просмотр DVD-дисков, так и просмотр фильмов на специализированных сайтах в сети «Интернет» по своим функциональным характеристикам и потребительским свойствам не являются услугами, которые могут рассматриваться в качестве взаимозаменяемых с услугами по показу фильмов кинотеатрами.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что в ходе рассмотрения дела заявителями не представлено доказательств, опровергающих выводы заинтересованного лица о доминирующем положении ООО «Ставрополь Фильм» и ООО «Салют» на рынке услуг по показу фильмов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что доминирующее положение указанных организаций на рассматриваемом рынке подтверждено соответствующими доказательствами.

Доводы об отсутствии в действиях заявителей нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» также правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными ввиду следующего.

Как подтверждается материалами дела, базовая цена билета на показ фильмов в кинотеатре «Салют» в формате 2D в 2012 году составила 250-350 рублей, на показ фильма в формате 3D – 300-400 рублей.

Согласно отчета по скидкам ООО «Салют», в 2012 году количество билетов, проданных по цене от 250 рублей и выше, составило 53,8% от общего числа. Количество билетов, реализованных по льготной цене (150 рублей) составило 45,2%.

При этом данные об объемах продаж «студенческих» билетов (стоимостью 200, 250, 300 и 350 рублей) свидетельствуют о том, что хотя скидки для данной категории зрителей заявлены и учитываются при расчете себестоимости билета, но на практике их доля минимальна: всего за 2012 год доля «студенческих» билетов составила 3,4%.

Кроме того, из плановой калькуляции 1 билета на 2012 год следует, что детские билеты (62% от всех билетов, проданных со скидкой) продаются только на дневные сеансы, в то время как в вечернее время, в период максимальных расценок на билеты, указанная скидка не действует.

Следовательно, подавляющее большинство билетов на вечерние сеансы продаются по базовым и VIP расценкам, которые составляют: на фильмы в формате 2D – от 300 до 400 рублей; на фильмы в формате 3D – от 350 до 450 рублей.

Из имеющихся в материалах дела объяснений ООО «Ставрополь Фильм» также следует, что количество билетов, проданных в 2012 году по цене от 250 рублей и выше, составило 65% от общего числа. Количество билетов, реализованных по цене от 150 до 249 рублей составило 25%. Билеты стоимостью до 149 рублей составляют 10% в общем объеме продаж.

При этом средняя цена билета на вечерний показ фильма в формате 2D в 2012 году составила 270 рублей, на показ фильма в формате 3D - 370 рублей.

Из приказов ООО «Ставрополь Фильм» об утверждении цен на просмотр кинофильмов за июнь 2012 года следует, что цены на фильмы в формате 2D в указный период составляли от 150 до 310 рублей в рабочие дни, и от 170 до 370 рублей в выходные и праздничные дни. Цены на фильмы в формате 3D в аналогичный период составляли от 210 до 370 рублей в рабочие дни, и от 230 до 440 рублей в выходные и праздничные дни.

Доводы управления о том, что большинство потенциальных покупателей услуг по показу фильмов могут воспользоваться данной услугой либо в рабочие дни в вечернее время, либо в выходные и праздничные дни, поэтому такие покупатели не могут воспользоваться более льготными расценками, установленными кинотеатром для утренних сеансов в рабочие дни являются правильными. Кроме того, ночные сеансы также имеют ряд ограничений по кругу потенциальных покупателей такой услуги, поскольку большинство населения не заинтересовано в получении услуг развлекательного характера в ночное время.

Следовательно, фактически для большинства целевой аудитории доступны лишь сеансы, проходящие в вечернее время или в выходные дни, для которых установлены максимально высокие расценки. Указанный вывод также подтверждается приведенными данными о количестве проданных билетов по интервалам цен: 65% билетов ООО «Ставрополь Фильм» и 53,8% билетов ООО «Салют» реализованы по цене, превышающей 250 рублей.

Приведенные

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А77-614/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также