Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2014 по делу n А63-9856/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г. Ессентуки                                                                                  Дело  № А63-9856/2013

21 апреля 2014 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2014 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Казаковой Г.В.,

судей: Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.12.2013 по делу № А63-9856/2013 (судья Быков А.С.) по исковому заявлению Фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601941911 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757,

третье лицо - администрация Изобильненского муниципального района Ставропольского края, г. Изобильный, ОГРН 1042600005777,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

при участии представителей:

от истца - Фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края, г. Ставрополь представитель Сидельникова А.В. по доверенности от 27.12.2013,

в отсутствие представителей ответчика и третьего лица,

У С Т А Н О В И Л:

фонд безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края (далее - истец, фонд) обратился в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата) с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 в размере равном его действительной рыночной стоимости на 01.01.2012 - 4 500 000 рублей и об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости установленную судом кадастровую стоимость в размере рыночной.

Определением от 20.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Изобильненского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), (том 1, л.д. 1-2).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.12.2013 по делу № А63-9856/2013 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Не согласившись с решением суда от 11.12.2013 по делу № А63-9856/2013, Фонд обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.12.2013 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, в связи  с чем принято незаконное и необоснованное решение.

Определением от 04.02.2014 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 13.03.2014, которое отложено на 14.04.2014.

В судебном заседании 14.04.2014 представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, а также с ходатайством о проведении экспертизы на подтверждение рыночной стоимости земельного участка.

Представители Управления Росреестра и Кадастровой палаты, третьего лица, надлежащим образом  извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 11.12.2013 по делу № А63-9856/2013 в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации от 17.10.2012 № 1588 и договора аренды от 17.10.2012 № 317, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, площадью 14 998 кв. м, расположенного по адресу: г. Изобильный, ул. 50 лет Октября, в районе АЗС «ЛУКОЙЛ», выезд на г. Ставрополь, с разрешенным использованием – производственная база.

Земельный участок передан Фонду по акту приема-передачи от 17.10.2012, договор аренды  зарегистрирован в установленном законом порядке, в связи с чем, в ЕГРП внесена соответствующая запись от 13.11.2012 № 26-0-1-34/2005/2012-929.

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 № 203 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012, которым в  отношении земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 утверждена кадастровая стоимость в размере 12 183 025 рублей 38 копеек.

В июне 2013 года Торгово-промышленная палата Ставропольского края по заказу Фонда выполнила оценочные работы по определению рыночной стоимости указанного земельного участка, по результатам которых  подготовлен отчет от 24.06.2013 № 098/01/13 о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером   26:06:122317:21   на  01.01.2012   составляет  в  размере 4 500 000 рублей.

Фонд, считая, что поскольку в соответствии с отчетом от 24.06.2013 № 098/01/13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 значительно ниже утвержденной кадастровой стоимости земельного участка, обратился в арбитражный суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязании уполномоченного органа внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей  24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В рассматриваемом случае, фонд обратился непосредственно в суд с иском об установлении рыночной стоимости земельного участка без обращения в комиссию.

Предметом спора является стоимость земельного участка, основанием иска является определение рыночной стоимости земельного участка площадью 14 998 кв. м с кадастровым номером  26:06:122317:21   на основании отчета от 24.06.2013 № 098/01/13 в целях изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость в размере 4 500 000 рублей.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленным суду отчетом от 24.06.2013 № 098/01/13, что рыночная стоимость земельного участка, определенная на основании отчета от 24.06.2013 № 098/01/13, отличается от кадастровой стоимости участка более чем на 30 процентов (примерно на 60 процентов).

Суд первой инстанции, проверив представленный отчета на соответствие требованиям действующего законодательства и стандартам оценки с  учетом предмета заявленных требований и сложившейся судебной практики по рассмотрению дел об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, при существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, установил следующее.

В соответствии с действующим законодательством и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обязанность доказывания определения рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости возлагается на истца.

Согласно статьям 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как видно из представленного суду отчета от 24.06.2013 № 098/01/13 Торгово-промышленной палаты Ставропольского края, отчет  составлен оценщиком Ивашковой Н.П.

В материалы дела представлено положительное экспертное заключение общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от 25.11.2013 № 1851/2013.

В соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) оценщик обязан соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является, а отчет должен быть подготовлен в соответствии  с установленными стандартами оценки.

В силу статьи  3 Закона об оценочной деятельности для целей названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Так, объектом оценки являлся земельный участок из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для осуществления производственной деятельности с кадастровым номером 26:06:122317:21, площадью 14 998 кв. м, расположенный по адресу: г. Изобильный, ул. 50 лет Октября, в районе АЗС «ЛУКОЙЛ», выезд на г. Ставрополь.

Оценка проводилась Торгово-промышленной палатой оценщиком Ивашковой Н.П. по состоянию на 01.01.2012 в целях определения рыночной стоимости земельного участка и использования результатов оценки в целях принятия управленческих решений (лист 5 отчета).

В отчете указано, что для определения рыночной стоимости земельного участка выбран метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.

В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 256 (далее - ФСО № 1) оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.

В силу пункта 14 ФСО № 1 сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом -

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2014 по делу n А63-10235/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также