Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А63-13270/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                           Дело №А63-13270/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жуковой Светланы Николаевны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2014 по делу №А63-13270/2013 (судья Русанова В.Г.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Жуковой Светланы Николаевны (с. Архангельское Буденновского района Ставропольского края, ОГРН 308264616100071)

к Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю (г. Буденновск, ОГРН 1042600719952)

о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2013 № 005510 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафных санкций в размере 4000 рублей и прекращении производства по административному делу,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель Жукова Светлана Николаевна (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края  заявлением к Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) об отмене постановления по делу об административном правонарушении 25.11.2013 №005510 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей, прекращении дела об административном правонарушении.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2013 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 10.02.2014 в удовлетворении заявленных требований предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2013 №005510 отказано. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым решением суда, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на нарушения инспекцией порядка привлечения к ответственности.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения. Считает, что порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности инспекцией не нарушен.

В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции,  изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 31.10.2013 сотрудниками налогового органа на основании поручения от 31.10.2013 № 15407 проведена проверка платежного терминала № 252377, расположенного в магазине «Магнит» по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, ул. Ленинская, 90 (платежный агент индивидуальный предприниматель Жукова С.Н.).

В ходе проверки установлено, что при осуществлении гражданкой Бондаренко А.В. наличного денежного расчета за услуги связи «Мегафон» на сумму 10 рублей через указанный выше платежный терминал, принадлежащий  предпринимателю, контрольно-кассовая техника не применялась.

В ходе проверки в присутствии понятых составлены акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», протокол изъятия документов от 31.10.2013 № 15407/1, протокол опроса свидетеля Бондаренко А.В. от 31.10.2013.

В ходе проведенной проверки должностными лицами инспекции обнаружены данные, свидетельствующие о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Должностным лицом инспекции 18.11.2013 в присутствии индивидуального предпринимателя составлен протокол № 002505 об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, выразившегося в неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

25.11.2013 начальником инспекции в  присутствии предпринимателя на основании материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление №005514 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, рассматривая дело, исходил из следующего.

Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-Федерального закона (далее – Закон №103-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.       

В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ  платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Пунктом 13 статьи 4 Закона № 103-ФЗ установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: адреса места приема платежей; наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; наименования поставщика; реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; способов подачи претензий; номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.    Статьей 1 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее Закон № 54-ФЗ) установлено, что под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электрон-но-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.    Осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона № 54 ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

В соответствии со статьей 4 Закона № 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике (далее – ККТ), порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом ККТ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке.           

Согласно пункту 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745, в организациях допускается применение только исправных ККТ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание». Не допускаются к применению ККТ, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.

Из содержания пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» ответственность наступает за фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата; использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.

При этом в целях соблюдения указанного порядка организации и индивидуальные предприниматели должны исполнять положения Закона №54-ФЗ, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик ККТ, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 4 Закона №54-ФЗ.

Из акта проверки № 015407 следует, что в момент оплаты услуг сотовой связи «Мегафон» в размере 10 рублей платежный терминал № 252377 выдал чек № 6891 от 31.10.1013, в котором отсутствуют реквизиты контрольно-кассовой техники.

Предприниматель факт отсутствия в составе платежного терминала контрольно-кассовой техники не оспаривает, указывает на техническую неисправность.

Довод предпринимателя о наличии нарушений при проведении проверки и производстве по делу об административном правонарушении материалами дела не подтвержден и обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона № 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

Указанные правовые акты не обязывают налоговые органы заблаговременно извещать проверяемые объекты о предстоящих мероприятиях.

Как видно из материалов дела, 01.11.2013 в адрес предпринимателя инспекцией направлено приглашение № 14-36/020479, которым ему сообщено о нарушениях, выявленных проверкой, а также приглашался на 11.11.2013 в инспекцию для дачи пояснений и составлении протокола об административном правонарушении. Данное приглашение, а также материалы проверки направлены предпринимателю заказным письмом с уведомлением о вручении и получены им лично 05.11.2013 (л.д. 50).

Протокол об административном правонарушении № 002505 составлен должностным лицом инспекции 18.11.2013 в присутствии предпринимателя, которому в соответствии с требованиями статьи 25.1 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации разъяснены все права, предусмотренные данными нормами

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А25-1861/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также