Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу n А63-8162/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                          

06 июня  2014 года                                                                                    Дело № А63-8162/2013 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня  2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июня  2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2014 по делу № А63-8162/2013 (судья С.Л. Жирнова)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис», г. Ессентуки, ОГРН 1062626003582,

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар, ОГРН 1042304949752,

о признании постановления Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 19.07.2013 № 10-74-158-ФР-4 о признании ООО «Жилсервис» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 35 000  рублей незаконным и отменить его полностью

при участии в судебном заседании:

общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис»: Меженский А.А. по доверенности от 01.01.2013.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис», г. Ессентуки (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании постановления Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея № 10-74-158-ФР-4 от 19.07.2013 о признании ООО «Жилсервис» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 35 000  рублей незаконным и отменить его полостью.

Решением суда от 24.03.2014 в удовлетворении заявления департамента строительства Краснодарского края о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отказано. Требования ООО «Жилсервис» удовлетворены. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 19.07.2013 № 10-74-158-ФР-4 о признании общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 35 000  рублей признано незаконным и отменено полостью.

Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 24.03.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Жилсервис» просит оставить решение от 24.03.2014 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ООО «Жилсервис» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение от 24.03.2014 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее   – АПК РФ) в отсутствие Управления, извещенного надлежащим образом о дате и месте проведения судебного заседания.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 – 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует  из материалов дела, 14 февраля 2014 года от департамента строительства Краснодарского края (далее – департамент) поступило заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В обоснование названного заявления департамент указал, что между ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» - подведомственным департаменту строительства Краснодарского края и ООО «Жилсервис» заключен государственный контракт 26 К\О от 18.07.2013 на выполнение подрядных работ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)». На основании указанного контракта ООО «Жилсервис» осуществляло работы на указанном объекте, на котором и были зафиксированы нарушения повлекшие причинение экологического ущерба в размере 27,4 млн. рублей. В связи с тем, что указанное дело связанно с возмещением причиненного экологического ущерба акватории Черного моря, решение по нему напрямую затрагивает интересы Краснодарского края и департамента строительства Краснодарского края.

Рассмотрев указанное заявление, суд первой инстанции правомерно отказал в его удовлетворении по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Существенным признаком третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, является их материально-правовая связь с истцом либо ответчиком, то есть лицо должно являться субъектом материального правоотношения, связанного со спорным по объекту и составу.

           Департамент строительства Краснодарского края таким субъектом материального правоотношения не является, доказательств, подтверждающих, каким образом судебный акт по настоящему делу об оспаривании постановления о привлечении ООО «Жилсервис» к административной ответственности может повлиять на его права или обязанности по отношению к одному из лиц, участвующему в деле суду не представил.

Доводы департамента, положенные в основу заявления судом правомерно отклонены, поскольку государственный контракт 26 К/О от 18.07.2013 с департаментом не заключался. При этом, подведомственность одной из сторон контракта департаменту не свидетельствует, о том, что принятый по делу судебный акт может повлиять на права и обязанности департамента. Кроме того в рассматриваемом деле не рассматривается вопрос о возмещении причиненного экологического ущерба акватории Черного моря.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.11.2010 между государственным казенным учреждением «Главное управление строительства Краснодарского края» и ООО «Жилсервис» заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд № 54-10, в соответствии с которым ООО «Жилсервис» приняло на себя обязательства по выполнению проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)».

В соответствии с пунктами 5.3 и 13.1 названного контракта ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» осуществляет контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ. При этом общество обязуется осуществлять производство работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 6.4 контракта).

06 мая 2013 года в соответствии с приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея № 0104/407 от 30.04.2013 инспекторским составом управления с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории ФБУ Сочинский отдел «ЦЛАТИ по ЮФО» было осуществлено натурное обследование прирусловой части левобережного склона р. Битха.

По результатам обследования старшим государственным инспектором управления составлен акт натурного обследования б/н от 06 мая 2013 года.

В ходе обследования установлен факт оползня тела полигона ТБО. В верхней части полигона произошло проседание тела свалки и изолирующих слоев грунта. В нижней части тела свалки в результате возникшего оползня произошел сход свалочных масс в русло р. Битха. Данное является следствием техногенного воздействия на верхнюю часть тела свалки в результате сваливания отходов, при осуществлении работ по дозагрузке свалки, что явилось решающим фактором увеличения динамичности оползня.

На момент обследования экскаватором производились работы по расчистке русла реки от свалочных грунтов. В месте оползня в результате затора образовалось озеро с водой темно-бурого цвета. Визуально зафиксировано стекание фильтрата с тела свалки в водный объект. Данное является следствием отсутствия дренажной системы, дренажного коллектора, а также очистных сооружений.

Кроме того, ниже по течению в 50 м от сошедшего оползня и на всем протяжении река Битха загрязнена ТБО, попавшими в водный объект в результате схода тела свалки. В районе технологической дороги русло реки отведено в коллектор и выходит в районе санатория «Белые ночи». В ходе обследования русла реки в районе санатория «Белые ночи» (300 м ниже по течению) зафиксировано загрязнение реки ТБО, а также фильтратом тела свалки.

В ходе обследования места впадения реки Битха в Черное море (200 — 250 м от причала санатория «Белые ночи») установлено, что поверхность воды имеет окраску темно-бурого цвета в результате поступления потока речной воды, загрязненного фильтратом свалки в море образовалось пятно темного цвета.

Привлеченными специалистами ФБУ Сочинский филиал «ЦЛАТИ по ЮФО» был произведен отбор проб природной воды из реки Битха (акты отбора проб от 07.05.2013 № 61, от 13.05.2013 № 62, от 15.05.2013 № 65). По результатам лабораторных исследований (протоколы количественного химического анализа природной воды № 80 от 15.05.2013, № 81 от 20.05.2013, № 83 от 23.05.2013) обнаружены превышения ПДК воды водных объектов рыбохозяйственного назначения. Сточная вода с тела свалки оказывает негативное влияние на водоем.

Согласно пункту 168 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 «О программе строительства Олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта», полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи подлежит сносу и рекультивации.

В соответствии с протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13.03.2012 № ДК-П9-40пр, было принято решение о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 в части, касающейся исключения пункта 168, в связи с необходимостью решения данного вопроса исключительно на уровне муниципального образования г. Сочи в соответствии с требованиями пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрации Краснодарского края и администрации города Сочи поручено принять необходимые меры по исполнению данного решения до 01.06.2012.

30 мая 2012 года администрацией города Сочи было издано постановление № 1128 «Об организации сбора и вывоза твердых отходов в г. Сочи», в соответствии с которым с 01.06.2012 полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Енисейская, 137, прекращает прием твердых бытовых отходов, а ООО «Жилсервис» рекомендовано проводить работы по рекультивации свалки ТБО в Лазаревском районе г. Сочи, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Енисейская, 137, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

05 июля 2013 года государственным инспектором управления составлен протокол № 10-74-158-ФР-З об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис».

Протокол составлен в отсутствие представителя общества.

Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 24.06.2013 направлено в адрес общества по средством факсимильной связи и получено заявителем 02.07.2013, что подтверждается отчетом об отправке (т.1, л.д. 86). 03 июля 2013 года названное уведомление было получено нарочно директором по развитию общества Ковальчуком Ю.Л., что подтверждается его подписью в уведомлении (т.1, л.д. 87-88).

19 июля 2013 года управлением вынесено постановление № 10-74-158-ФР-4 о назначении административного наказания, в котором общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

Определение от 05.07.2013 о назначении времен и места рассмотрения дела об административном правонарушении 19.07.2013 получено заявителем 18.07.2013, что подтверждается штампом о получении входящий номер 83.

Не согласившись с постановлением от 19 июля 2013 года, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу n А15-2679/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также