Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 по делу n А60-39842/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16362/2015-АКу

г. Пермь

25 декабря 2015 года                                                   Дело № А60-39842/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи  Щеклеиной Л. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,

при участии:

от заявителя – Государственного казенного учреждения Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» (ИНН 6658300004, ОГРН 1086658002628): не явились;

от заинтересованного лица - Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург»: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица - Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2015 года

по делу № А60-39842/2015,

принятое судьей Водолазской С.Н.,

при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства

по заявлению Государственного казенного учреждения Свердловской области «Верх-Исетское лесничество»

к Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург»

 о признании незаконным и отмене постановления,

  установил:

  Государственное казенное учреждение Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» (далее - заявитель, ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области                              с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург» (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 13.08.2015 № 1507.0461.8 о привлечении                              к административной ответственности, предусмотренной ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», в виде штрафа                         в размере 25 000 рублей.

  Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2015 заявленные требования удовлетворены.

  Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.

  В апелляционной жалобе  и письменных возражениях ссылается на то, что собственником земель лесного фонда является Свердловская область, а ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество» является организацией, созданной для оказания услуг, выполнения работ в целях реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере лесных отношений, в том числе и выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий. В подтверждение своей позиции административный орган ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ».

  Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что на основании ч.2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

  Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Из материалов дела следует, что 20.07.2015 по адресу: г. Екатеринбург в выделе 4 (координаты 56.719389 60.617250) и 28 (координаты 56.718844 60.617893) квартала 119 и в выделе 29 (координаты 56.723194 60.616778) квартал 114 Административной комиссией Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург» установлено, что ГКУ СО «Верх-Исетское Лесничество» не обеспечило уборку вышеуказанной территории от мусора (мусор строительный, отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные пищевыми продуктами, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена незагрязненные, тара стеклянная загрязненная), что привело к загрязнению территории отходами производства и потребления в нарушение пунктов 6 и 7 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61.

         По результатам обследования составлен акт  №07/46 от 20.07.2015.

         По факту выявленных нарушений в отношении ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество» составлен протокол об административном правонарушении от 23.07.2015 № 146.

         13.08.2015 вынесено постановление о привлечении ГКУ СО «Верх- Исетское лесничество» к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» от 14.06.2005 № 52-ОЗ в виде штрафа в размере 25 000 руб.

  Не согласившись с вынесенным постановлением, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

  Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество» не является субъектом административного правонарушения, в связи с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил.

  Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

  В соответствии со ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005                        № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей.

  Согласно п. 6 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61 (далее – Правила благоустройства), собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.

  В п. 7 Правил благоустройства указано, что на территории муниципального образования «город Екатеринбург» запрещается несанкционированная свалка мусора на отведенных и (или) прилегающих территориях.

  Содержание территорий, объектов внешнего благоустройства (газоны вдоль улиц, парки, скверы, бульвары с расположенными в них тротуарами, пешеходными зонами, лестничными сходами, газонами) осуществляют собственники указанных объектов, лица, на обслуживании и (или) содержании которых находятся данные объекты (п. 35 Правил благоустройства).

  Факт того, что на территории «Нижне-Истетский лесной парк»  в выделе 4 (координаты 56.719389 60.617250) и 28 (координаты 56.718844 60.617893) квартала 119 и в выделе 29 (координаты 56.723194 60.616778) квартал 114 Административной комиссией Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург обнаружено скопление бытовых и строительных отходов подтверждается актом от 20.07.2015, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении, что свидетельствует о наличии  события  административного  правонарушения,  предусмотренного  ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».

  При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество» не является субъектом административного правонарушения, поскольку обязанности и вопросы по уборке мусора возложены  на органы местного самоуправления, а не на ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество».

  Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

  Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке. Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти. Содержащееся в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положение                                     не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП                                    «Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области» территория «Нижне-Исетский лесной парк» Уктусское лесопарковое участковое лесничество, кварталы 108 – 125 входит в Перечень лесных парков Свердловской области, является зоной отдыха населения города Екатеринбурга.

  Согласно Перечню лесных парков, расположенных на территории Свердловской области, на которые зарегистрировано право собственности Свердловской области (приложение к Постановлению Правительства Свердловской области от 22.05.2006 № 420-ПП «Об организации и ведении лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках, на которые зарегистрировано право собственности Свердловской области») полномочия по организации и ведению лесного и лесопаркового хозяйства в Нижне-Исетском лесном парке (Уктусское лесопарковое участковое лесничество,  кварталы 108-125) возложено на ГКУ Свердловской области «Верх-Исетское лесничество».

  ГКУ Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» состоит из 5 участковых лесничеств: Московский, Нижне-Исетский, Уктусский, Юго-Западный, Южный.

  Согласно Уставу ГКУ Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» должно осуществлять, в том числе очистку лесов, обеспечивать осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.

  Учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ», а также исходя из того, что содержание Нижне-Исетского лесного парка в пределах границ (в том числе кварталов119,  114) является обязанностью ГКУ Свердловской области «Верх-Исетское лесничество», суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель является надлежащим субъектом по исполнению обязанности по содержанию данной территории, неисполнение данной обязанности по проведению работ по уборке данной территории образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».

  В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения административным органом исследован, при производстве по делу об административном правонарушении вина общества в совершении административного правонарушения установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

  Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем всех зависящих от него мер, направленных

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу n А50-9668/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также