Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу n А71-2298/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7256/2015-АК

г. Пермь

15 января 2016 года                                                   Дело № А71-2298/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2016 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В.

судей  Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,

при участии:

от истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041802300110, ИНН 1829014293) – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика Муниципального автономного учреждения "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1091837000749, ИНН 1837006592) – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика Муниципального автономного учреждения "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов"

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 08 октября 2015 года по делу № А71-2298/2015,

принятое судьей Е.В. Калининым

по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике

к Муниципальному автономному учреждению "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов"

о взыскании недоимки по налогам, пени, штрафов;

по встречному заявлению Муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике (ИНН 1829014293)

о признании незаконным ненормативного акта в части, об уменьшении размера штрафных санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике, (далее – инспекция, налоговый орган)  обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Муниципальному автономному учреждению «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов», (далее – Учреждение, налогоплательщик) о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам в размере 9 478 132руб. 01коп.

Муниципальное автономное учреждение "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике от 30.09.2014 №08-1-18/36 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления сумм НДФЛ удержанного, но не перечисленного в бюджет налоговым агентом, а также соответствующих сумм пени и штрафов, а также снизить размер штрафных санкций по ст.ст. 122, 123 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 октября 2015 года с Муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» взыскано в доход соответствующего бюджета 9 251 583,51 руб., в том числе 7 726 401 руб. недоимки по налогам, 1 475 182,51 руб. пени и 50 000 руб. штрафов; в доход федерального бюджета 69 257,91 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части  требования Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Удмуртской Республике отказано.

По встречным требованиям решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 октября 2015 года решение инспекции от 30.09.2014 №08-1-18/36 признано незаконным  в части начисления штрафов по статьям 122 и 123 НК РФ в общей сумме превышающей 50000 руб. На Межрайонную инспекцию ФНС России №2 по Удмуртской Республике возложена обязанность устранить нарушения прав заявителя. В удовлетворении остальной части  требования Муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное автономное учреждение "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" обратилось  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части установленного размера штрафных санкций и принять в указанной части новый судебный акт.

Заявитель, не оспаривая допущенное нарушение, указывает на то, что суд не учел организационно - правовую форму налогоплательщика, его финансирование из средств бюджета. Штрафные санкции в размере 50 000 рублей являются обременительными и существенными денежными средствами для организации.

Лица, участвующие в деле,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела,  Межрайонной ИФНС России № 2 по УР проведена выездная налоговая проверка в отношении МАУ «Здоровое питание» МО «Город Глазов» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 и НДФЛ за период с 01.01.2012 по 30.06.2014.  

В ходе проверки установлен факт неуплаты НДС в сумме 2462015 руб., НДФЛ удержанного, но не перечисленного в бюджет налоговым агентом в сумме 5264386 руб. за указанные периоды.        

По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 29.08.2014 № 36 дсп (т.2 л.д.31-52).

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 30.09.2014 №08-1-18/36 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (т.2 л.д. 11-20).

Решением налогового органа МАУ «Здоровое питание» МО «Город Глазов» привлечено к налоговой ответственности по ст.ст. 122, 123 НК РФ в виде штрафов в общей сумме 553097 руб., налогоплательщику предложено доначислить суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в общей сумме 7726401 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 1475182 руб. 51 коп., в том числе пени по транспортному налогу.  

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике № 06-07/19842@ от 26.12.2014 по апелляционной жалобе налогоплательщика решение Межрайонной ИФНС №2 по УР от 30.09.2014 №08-1-18/36 отменено в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122, ст.123 НК РФ, в виде штрафа 276548 руб. 50 коп. (т.2 л.д.53-55).

Несогласие налогоплательщика с решением Межрайонной ИФНС России № 2 по УР в части начисления и взыскания налога на доходы физических лиц, с размером штрафов, начисленных по ст.ст. 122, 123 НК РФ, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для снижения начисленных налоговых санкции по ст.ст. 122, 123 НК РФ до 50 000 руб.

Согласно пунктам 1-5 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 Налогового кодекса РФ.

Налоговые агенты обязаны, в том числе: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 123 НК РФ предусмотрено, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что НДС, транспортный налог и НДФЛ перечислены с нарушением установленного НК РФ срока.

Следовательно, выводы налогового органа о наличии в действиях заявителя  состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, обоснованы.

Ответственность применена налоговым органом без учета конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, статей 112, 114 НК РФ, положений Европейской конвенции по защите прав человека от 20.03.1952 г. и Федерального закона от 30.03.1998 г. "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" о необходимости соблюдения баланса частного и публичного интереса, без учета степени вины налогоплательщика, характера и степени тяжести совершенного деяния.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.2009 г. N 146-О-О законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19, часть 1; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации).

Содержание названных принципов раскрывается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 г. N 3-П, от 17.12.1996 г. N 20-П, от 08.10.1997 г. N 13-П, от 11.03.1998 г. N 8-П, от 12.05.1998 г. N 14-П и от 15.07.1999 г. N 11-П. Из сформулированных в них правовых позиций, которые в соответствии со статьями 6, 79, 80 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются общеобязательными, вытекает недопустимость чрезмерных ограничений конституционных прав, в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации). Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации, ее статье 55 (часть 3).

Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного 13 (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации). Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны в статье 112 НК РФ, перечень которых является открытым (подпункт 3 пункта 1).

В соответствии со статьей 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.

В силу подпункта 3 пункта 1 ст. 112 НК РФ к смягчающим ответственность обстоятельствам могут быть отнесены обстоятельства, признанные судом или налоговым органом таковыми.

Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения.

Суд первой инстанции верно указал на то, что мера ответственности не должна переходить из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность должны быть учтены следующие обстоятельства: факт добровольного устранения налогоплательщиком последствий налогового правонарушения (полную уплату налога на доходы физических лиц до того, как налогоплательщик узнал о проведении выездной проверки; полную добровольную уплату пени, начисленных за несвоевременное перечисление налога), признание вины, совершение данного правонарушения впервые.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения положений статей 112, 114 НК РФ и снижения размера налоговых санкций до 50 000 руб.

Апелляционный суд соглашается с данным выводом, считает привлечение Муниципального автономного учреждения "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб. справедливым, соответствующим тяжести совершенного правонарушения и не нарушающим права и законные интересы заявителя.

Оснований

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу n А71-9806/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также