Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2012 по делу n А71-20201/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-6756/2012-АК г. Пермь 13 августа 2012 года Дело № А71-20201/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2012 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х., судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В. при участии: от заявителя (Бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Ижевская городская станция по борьбе с болезнями животных") (ОГРН 1041801051687, ИНН 1835058620): Борзенкова И.П. – доверенность от 01.07.2012, удостоверение; Габдрахманов Р.Ф. – доверенность от 16.02.2012, паспорт, Полянцева О.А. – доверенность от 16.02.2012, паспорт, Явкин С.Г. – приказ от 13.01.2011, паспорт; от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике) (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 мая 2012 года по делу № А71-20201/2011, принятое судьей Кудрявцевым М.Н. по заявлению Бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Ижевская городская станция по борьбе с болезнями животных" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о признании недействительным приказа, установил: Бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Ижевская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган) от 25 октября 2011 № 561/18 «О включении БУ УР «Ижевская станция по борьбе с болезнями животных» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов». Решением арбитражного суда от 05.05.2012 (резолютивная часть решения объявлена 26.04.2012) требования удовлетворены, оспариваемый приказ признан недействительным как несоответствующий Федеральному закону «О защите конкуренции». УФАС по Удмуртской Республике обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о том, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарных сопроводительных документов проведен антимонопольным органом в полном соответствии с Порядком, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.04.2010 № 220, правильно определены продуктовые границы рынка; при определении кода ОКВЭД, по которому Учреждение включено в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке услуг, антимонопольный орган руководствовался разъяснениями ФАС России о том, что в случае невозможности установления точной классификационной позиции рассматривается группировка классификационных позиций (приказ ФАС России № 220 от 28.04.2010). УФАС по Удмуртской Республике, надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела апелляционным судом, представителей для участия в судебном заседании не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела судом. Заявитель по делу с апелляционной жалобой не согласен, возражения изложены письменных пояснениях, озвученных в судебном заседании, которые приобщены судом в материалы дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, УФАС по Удмуртской Республике проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарных сопроводительных документов в географических границах городов и муниципальных районов Удмуртской Республики за период 2010, квартал 2011 года. По результатам анализа составлен аналитический отчет от 29.09.2011 (т.1 л.д. 55-74). Согласно итоговой оценке состояния конкурентной среды на исследуемом рынке Учреждение признано занимающим доминирующее положение на рынке ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарно-сопроводительных документов в географических границах города Ижевска Удмуртской Республики; по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды рекомендовано включить Учреждение в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 50 % на рынке ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарно-сопроводительных документов. На основании данных аналитического отчета приказом УФАС по Удмуртской Республике от 25 октября 2011 года № 561/18 Учреждение включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарно-сопроводительных документов долю более 35% (т. 1 л.д. 29). Полагая, что названный приказ является незаконным, нарушает права и законные интересы Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Признавая недействительным оспариваемый приказ, суд первой инстанции указал на неправильное определение антимонопольным органом продуктовых границ товарного рынка при проведении анализа состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке. Дополнительно суд указал, что Учреждение включено в Реестр по коду ОКВЭД К74, не соответствующем фактически осуществляющем виду деятельности Учреждения. Повторно рассмотрев дела на основании представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. При этом требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Как указано в п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). По смыслу приведенной нормы некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства. Из Устава учреждения ( т. 1, л. д. 26 – 26) следует, что учреждение вправе осуществлять деятельность в целях извлечения дохода. Факт осуществления такой деятельности Учреждением не оспаривается. Следовательно, антимонопольный орган, признавая Учреждение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке по проведению ветеринарно-санитарной экспертизе и выдаче ветеринарных сопроводительных документов не вышел за пределы полномочий, предусмотренных законодательством. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции одним из полномочий антимонопольного органа является, в частности, ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации. Из содержания п. 3 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции следует, что наряду с указанными в ч. 1 названной статьи полномочиями федеральный антимонопольный орган, в частности, утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации). Согласно п. 13 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 (далее - Правила), основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются, в том числе аналитический отчет, подготовленный, в частности, по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе. Из положений п. п. 4, 16 Правил следует, что если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35% на соответствующем товарном рынке одного субъекта РФ, то сведения о нем включаются в реестр по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы, оформленному приказом антимонопольного органа. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок). Пунктом 1.3 Порядка предусмотрены этапы проведения анализа, одним из которых является определение продуктовых границ товарного рынка. В основу оспариваемого приказа антимонопольного органа положен аналитический отчет, составленный по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарных сопроводительных документов в географических границах городов и муниципальных районов Удмуртской Республики (т. 1, л.д. 55-74). Аналитический отчет составлен на основании данных анализа и оценки состояния конкурентной среды на определенном товарном рынке, в ходе проведения которых были определены: временной интервал исследования товарного рынка – 2010 год, 1 квартал 2011 года; продуктовые границы товарного рынка определены как оказание ветеринарно-санитарной экспертизы и выдача ветеринарных сопроводительных документов; географические границы товарного рынка определены как границы муниципальных образований Удмуртской Республики в соответствии с подведомственностью станций по борьбе с болезнями животных; состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке оказания ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарно-сопроводительных документов; уровень концентрации товарного рынка; барьеры входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарно-сопроводительных документов. Признавая неправильным определение антимонопольным органом продуктовых границ товарного рынка, суд первой инстанции указал, что при составлении аналитического отчета не были учтены выдаваемые территориальными органами Россельхознадзора ветеринарные сертификаты, которые отнесены к числу ветеринарных сопроводительных документов. Как следует из аналитического отчета, при определении продуктовых границ товарного рынка антимонопольный орган руководствовался нормативными актами, регулирующими Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2012 по делу n А50-15863/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|