Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2012 по делу n А60-23643/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-8981/2012-АК г. Пермь 24 сентября 2012 года Дело № А60-23643/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2012 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н.В., судей Грибиниченко О.Г., Осиповой С.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В., при участии: от заявителя открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала Уральского банка (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893): представители не явились, от заинтересованного лица Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133): Аксенов И.В., предъявлен паспорт, доверенность от 28.09.2011, Мартьянов А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 04.04.2012, Маликова И.А., предъявлен паспорт, доверенность от 19.06.2012, (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества «Сбербанк России» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2012 года по делу № А60-23643/2012, принятое судьей Плюсниной С.В., по заявлению открытого акционерного общества «Сбербанк России» к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания, установил: Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (далее – ОАО «Сбербанк») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании постановления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области (далее – административный орган) от 10.05.2012 № 80-12-Ю/0001/3110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 60 000 руб. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «Сбербанк» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, административным органом допущено существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении, составленный не по месту совершения, а по месту выявления правонарушения, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. Также ОАО «Сбербанк» считает, что в рассматриваемом случае отсутствует угроза общественным интересам, в связи с чем имеются основания для признания правонарушения малозначительным. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылались на то, что протокол об административном правонарушении может быть составлен не только по месту совершения административного правонарушения, но и по месту его выявления; с учетом длительного периода неисполнения ОАО «Сбербанк» обязанности по предоставлению информации по операции, подлежащей контролю, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется. Просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ОАО «Сбербанк России», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, по итогам рассмотрения массива информации о выполнении кредитными организациями требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» административным органом выявлено, что ОАО «Сбербанк» представил в уполномоченный орган сведения об операции, совершенной 18.10.2011 и подлежащей обязательному контролю, только 27.02.2012, то есть с нарушением срока, установленного подп. 4 п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона. 16.04.2012 по данному факту уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ОАО «Сбербанк России» составлен протокол № 80-12-Ю/0001/1020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ (л.д. 39-41), и 10.05.2012 вынесено постановление № 80-12-Ю/0001/3110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 60 000 руб. (л.д. 14-24). Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, ОАО «Сбербанк России» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствия процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ, вступившего в законную силу 21.11.2011) за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) определено, что внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, кредитные организации. В подп. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 115 установлено, что обязательному контролю подлежит, в том числе, операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, и по своему характеру данная операция относится к операциям по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме. В силу подп. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена. Федеральным законом от 08.11.2011 № 308-ФЗ срок представления указанных сведений в уполномоченный орган увеличен до трех дней. Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ), за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, но повлекшее несоблюдение установленных сроков представления в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю. Из материалов дела следует, что 18.10.2011 Башкирским отделением № 8598 ОАО «Сбербанк России» на расчетный счет ООО «РестАрт» произведено зачисление денежных средств в размере 2 млн. руб. Денежные средства зачислены в результате совершения физическим лицом операции по внесению денежных средств в наличной форме в уставной капитал организации (приходный кассовый ордер № 144303 от 18.10.2011, л.д.48). Сведения об этой операции должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее следующего рабочего дня после ее совершения, то есть 19.10.2011. Отделение направило сведения о данной операции в Уральский банк ОАО «Сбербанк России», через который осуществляется передача сведений в уполномоченный орган, только 27.02.2012 (отчет в виде электронного сообщения № 23835), что свидетельствует о нарушении законодательно установленного срока представления указанных сведений. Вступление в силу изменений, внесенных в Федеральный закон № 115-ФЗ в части увеличения срока представления сведений в уполномоченный орган до трех дней, не влияет на факт допущенного нарушения, поскольку нарушение срока направления сведений в уполномоченный орган в рассматриваемом случае составило 84 дня. Факт допущенного ОАО «Сбербанк» нарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, письмом ЦБ РФ от 20.03.2012 № 12-03/02-02/3562 (л.д. 45), письмом ОАО «Сбербанк России» от 29.03.2012 № 12-21/2231 (л.д. 46), протоколом об административном правонарушении от 16.04.2012 (л.д. 39-41). В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что вина ОАО «Сбербанк России» выразилась в том, что банк имел возможность обеспечить соблюдение требований Федерального закона № 115-ФЗ, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции. Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие ОАО «Сбербанк России» всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения. Следовательно, наличие в действиях ОАО «Сбербанк» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ), является доказанным. Суд апелляционной инстанции полагает, что довод заявителя о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ обоснованно отклонен судом первой инстанции. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Из содержания ст. 2.9 КоАП РФ и п. 18, п. 18.1 постановления Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2012 по делу n А50-3930/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|