Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу n А60-8056/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9065/2011-ГК

г. Пермь

27 сентября 2012 года                                                  Дело № А60-8056/2011­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  27 сентября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный  суд в составе:

председательствующего    Зелениной Т.Л.

судей                                     Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Шилонцевой В.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Хохлова О.С. (паспорт, доверенность от 27.05.2012),

от ответчика – Юзвак Ю.С. (удостоверение, доверенность от 05.04.2012),

от третьих лиц – представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 27 июня 2012 года

по делу № А60-8056/2011,

принятое судьей Италмасовой Е.Г., 

по заявлению ООО "Уральский строительный центр"  (ОГРН 1076671020326, ИНН 6671228029)

к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области

третьи лица:   Администрация г. Екатеринбурга, Министерство природных ресурсов Свердловской области

о признании недействительным ненормативного правового акта в части,

установил:

ООО "Уральский строительный центр"  (заявитель)  обратилось  в  Арбитражный суд Свердловской области к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ответчик) с заявлением (с учетом изменения требований) о признании недействительным приказа  от 23.12.2010 № 1981 «О признании утратившим силу (отмене) как противоречащих законодательству приказов министра по управлению государственным имуществом Свердловской области» в части признания утратившим силу (отмены) приказа министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.08.2008 № 2278 «О предоставлении земельного участка» (п.п.4 п.1.1).

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Екатеринбурга, Министерство природных ресурсов Свердловской области.

Решением арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2011 (резолютивная часть от 14.07.2011) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 03.02.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

Решением арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2012 (резолютивная часть от 20.06.2012) заявленные требования удовлетворены.

Ответчик с решением суда от 27.06.2012 не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что спорный земельный участок фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов, предоставление этого участка для строительства противоречит ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ. Кроме этого, ответчик указывает на то, что предоставление лесного участка в аренду должно производиться по результатам аукциона и после определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами, приказ от 29.08.2008 № 2278 принят с нарушением требований ст. 74 Лесного кодекса РФ, ст. 14.1 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ». Ответчик считает, что отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне Ц-2 и снятие с части спорного земельного участка статуса особо охраняемой природной территории не влечет изменение возможности его использования, оспариваемый приказ не противоречит закону.

Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование  - для размещения спортивно-развлекательного центра, необходимость проведения в отношении этого земельного участка лесоустройства и предоставление для строительства по результатам аукциона отсутствует. Заявитель считает, что спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне, в которой возможно осуществление строительства, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Третье лицо Министерство природных ресурсов Свердловской области доводы апелляционной жалобы поддерживает, в отзыве указывает, что спорный земельный участок полностью расположен в границах Лесопаркового участкового лесничества Санаторного лесного парка, часть этого земельного участка является особо охраняемой природной территорией, на которую распространяется режим особой охраны, не допускающий строительство и рубку лесных насаждений, приказ от 29.08.2008 № 2278 правомерно отменен ответчиком, как противоречащий действующему законодательству.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.08.2008 № 2278  заявителю предоставлен в аренду земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов) с кадастровым номером 66:41:06 09 003:6 общей площадью 300 000 кв.м, находящийся в собственности Свердловской области, расположенный в восточной части кадастрового района «Екатеринбургский» города Екатеринбурга, на срок 49 лет с правом рубки лесных насаждений, оформляемых в соответствии с действующим законодательством.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 23.12.2010 № 1981 признаны утратившими силу (отменены) как противоречащие правовым актам приказы, в том числе  приказ от 29.08.2008 № 2278 (подп. 4 п. 1.1 приказа).

Ссылаясь на то, что приказ от 29.08.2008 № 2278 признан утратившим силу (отменен) незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 3 ст. 10 Областного закона «О правовых актах в Свердловской области» от 10.03.1999 № 4-ОЗ правовые акты Свердловской области или их отдельные положения могут быть признаны утратившими силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, Уставом Свердловской области и (или) законами Свердловской области, в том числе настоящим Законом.

Правовой акт Свердловской области или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях: истечения срока действия правового акта Свердловской области или его отдельных положений; принятия тем же органом и вступления в силу другого правового акта Свердловской области того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее принятый правовой акт Свердловской области; признания правового акта Свердловской области или его отдельных положений утратившими силу принявшим его органом; отмены правового акта Свердловской области или его отдельных положений уполномоченным органом; признания правового акта Свердловской области или его отдельных положений утратившими силу по решению суда в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством (пункт 1 статьи 111 Областного закона от 10.03.1999  № 4-ОЗ).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  приказ от 29.08.2008 № 2278 был принят в соответствии с установленной п. 5 ст. 30, ст. 31, 32 ЗК РФ процедурой предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов, оснований для признания утратившим силу (отмены) этого приказа у ответчика не имелось.

Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 30 ЗК РФ, согласно п. 5 которой предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

Пунктом 1 ст. 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).

Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30.11.2007 № 3043 (с учетом изменений, внесенных приказами от 29.12.2007 № 3502, от 17.09.2009 № 1814) расформирован находящийся в собственности Свердловской области земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0179 с разрешенным использованием – городские леса (особо охраняемые природные территории), занятый Санаторным лесным парком, в том числе на земельный участок общей площадью 300 000 кв.м. ООО «Уральский строительный центр» предварительно согласовано в квартале 67 Лесопаркового участкового лесничества Санаторного лесного парка место размещения спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном, торговым центром и ведение рекреационной деятельности на земельном участке площадью 300 000 кв.м (категория земель – земли населенных пунктов), в том числе 146000 кв.м с использованием для размещения спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном и торговым центром, и 154 000 кв.м для рекреационной деятельности  без права рубки лесных насаждений и капитального строительства.

На основании указанного приказа 11.06.2008 на кадастровый учет был поставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:41:0609003:6 площадью 300 000 кв.м с разрешенным использованием – для размещения спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном и торговым центром.

Приказом  Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.08.2008 № 2278  земельный участок с кадастровым номером 66:41:0609003:6 был предоставлен заявителю в аренду на 49 лет под размещение спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном и торговым центром.

Признавая оспариваемым ненормативным правовым актом утратившим силу приказ от 29.08.2008 № 2278,  ответчик указал на его противоречие положениям п. 5 ст. 30, ст. 31, 32 ЗК РФ, п. 7 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 6 Закона Свердловской области от 21.11.2005 № 105-ОЗ, п. 2 постановления правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП, постановлений Правительства Свердловской области об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения «Санаторный лесной парк».

Статьей 95 ЗК РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу n А71-4808/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также