Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 по делу n А71-8411/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9922/2012-АК

г. Пермь

05 октября 2012 года                                                   Дело № А71-8411/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  05 октября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О.Г.

судей  Осиповой С. П., Ясиковой Е. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К. В.,

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества «Ижсталь» (ОГРН 1021801435325, ИНН 1826000655): Зайцева С. Г., предъявлено удостоверение, доверенность №9-015-12 от 02.07.2012; Лукьянчиков С. С., предъявлен паспорт, доверенность от 25.01.2012; 

от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике  (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255): не явились;

от третьего лица Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества «Ижсталь»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 01 августа 2012 года

по делу №А71-8411/2012,

принятое судьей Коковихиной Т. С.,

по заявлению открытого акционерного общества «Ижсталь»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике

третье лицо Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор

 о признании незаконным и отмене постановления административного органа,

установил:

Открытое акционерное общество «Ижсталь» (далее – заявитель, общество, ОАО «Ижсталь») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использование и охраной водных объектов по Удмуртской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее – заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике, административный орган) №20п/Пс от 26.04.2012 о назначении административного наказания, согласно которому ОАО «Ижсталь» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.08.2012 (резолютивная часть решения объявлена 25.07.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, а именно вины в превышении нормативов допустимых сбросов (НДС). Общество, не отрицая факта превышения им НДС, ссылается на План снижения сбросов загрязняющих веществ от ОАО «Ижсталь» в реку Иж, Проект нормативов допустимого сброса, подтверждающие отсутствие на предприятии объективной возможности достичь показателей НДС ранее 2015 года. Со ссылкой на Постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2011 по делу №А76-14141/10 указывает на невозможность получения предприятием лимитов, по причине изменения законодательства, несогласованности в действиях государственных органов по вопросу о том, кто и в каком порядке должен устанавливать такие лимиты. Считает, что судом необоснованно, в этой связи, не приняты во внимание в качестве доказательств отсутствия на предприятии объективной возможности достичь показателей НДС ранее 2015 года вышеуказанные План и Проект.

Представители заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивали.

Административный орган против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в обоснование которого указывает на то, что общество обязано выполнять нормативы, установленные решением о предоставлении водных объектов в пользование. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Третье лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

Заинтересованное лицо, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике уведомило апелляционный суд о неучастии своего представителя в судебном заседании.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании поступившей в Удмуртскую природоохранную межрайонную прокуратуру информации, содержащей сведения о нарушении требований законодательства об охране окружающей среды, прокуратурой проведена проверка соблюдения водного законодательства в отношении ОАО «Ижсталь».

В результате проведения проверки установлено, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обществу выдано решение №58-с от 07.12.2009 о предоставлении водного объекта в пользование.

Подпунктом 10 п. 2.3 решения установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах. В сточных водах, сбрасываемых через выпуск №8, содержание взвешенных веществ не должно превышать 10,95 мг/дм3, железо - 0,329 мг/дм3, нефтепродуктов - 0,26 мг/дм3; в сточных водах, сбрасываемых через выпуск №9, содержание взвешенных веществ не должно превышать 10,95 мг/дм3, железо - 0,329 мг/дм3, нефтепродуктов - 0,26 мг/дм3.

Производственная площадка ОАО «Ижсталь» расположена в г. Ижевске, ул. Новоажимова, 6. Водоотведение производственных и ливневых сточных вод предприятия производится в систему внутриплощадочной канализационной сети. Сточные воды поступают в выпускные коллекторы, по которым сбрасываются в р. Иж через выпуск №8 и выпуск №9, расположенные в пределах г.Ижевска на расстоянии 184,0 км от устья реки Иж.

За второй квартал 2011 года ОАО «Ижсталь» сброшено в реку Иж сточных вод из выпуска №8 в объеме 91 881 куб.м, из выпуска №9 – 677 782 куб.м, за третий квартал 2011 года из выпуска №8 - 87 227 куб.м, из выпуска №9 – 790 890 куб.м, за четвертый квартал 2011 года из выпуска №8 - 94 241 куб.м, из выпуска №9 - 753 285 куб.м.

По результатам исследования проб сточных вод установлено, что содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышает максимальное содержание, установленное в подп. 10 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 07.12.2009 №58-с.

По выпуску №8: превышение взвешенных веществ колеблется от 2,2 до 3,2 раза; превышение содержания нефтепродуктов в сточных водах колеблется от 3,1 до 6,2 раза; превышение железа общее колеблется от 2,1 до 3 раз.

По выпуску №9: превышение взвешенных веществ колеблется от 2 до 2,8 раза; превышение содержания нефтепродуктов колеблется от 3,8 до 7,7 раза; превышение содержания железо общее колеблется от 2,4 до 2,6 раза.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что заявитель осуществляет сброс сточных вод в реку Иж с превышением максимального содержания загрязняющих веществ, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование №58-с от 07.12.2009, что является нарушением ст.ст. 35, 39, 44, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), ст.ст. 34, 39 Федерального закона  от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

По результатам проверки был составлен рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения от 02.04.2012.

Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.04.2012.

Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление №20п/Пс от 26.04.2012 о назначении административного наказания, согласно которому ОАО «Ижсталь» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, ОАО «Ижсталь» обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, а также оснований для его освобождения от административной ответственности.

 Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителей общества, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ст. 1 ВК РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии со ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу ч. 1 ст. 60 ВК РФ, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (подп. 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ).

В силу ч. 2 ст. 11 ВК РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для, в том числе сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Согласно ст. 35 Закона об охране окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона об охране окружающей среды, юридические и  физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу п. 1 ст. 19 Закона об охране окружающей среды нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона об охране окружающей среды, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 по делу n А60-22764/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также