Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу n А60-21642/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10648/2012-АК

г. Пермь

18 октября 2012 года                                                   Дело № А60-21642/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г. Н.

судей  Васевой  Е.Е., Савельевой Н. М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е. И.

при участии:

от заявителя Муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля", Конкурсный управляющий Астраханов Павел Викторович (ОГРН 1076647000099, ИНН 6647004282) - не явились, извещены.

от заинтересованного лица Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новолялинском районе Свердловской области  (ОГРН 1026602073552, ИНН 6647003183) - не явились, извещены.

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" в лице конкурсного управляющего

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 03 августа 2012 года

по делу № А60-21642/2012

принятое (вынесенное) судьей Ивановой С.О.

по заявлению Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" в лице конкурсного управляющего

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новолялинском районе Свердловской области 

о признании незаконными действий ,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" в лице конкурсного управляющего  Астраханова П.В. (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании  незаконными действий Управления Пенсионного фонда в Новолялинском районе Свердловской области (далее – Управление) по выставлению на счет МУП Новолялинского городского округа «Тепловые сети города Новая Ляля» в порядке, предусмотренном для текущих платежей, инкассовых поручений от 18.01.2012 №1 на сумму 455615 рублей, №3 на сумму 68676 рублей, №5 на сумму 28625 рублей, №7 на сумму 52045 рублей; действия по определению второй очереди исполнения для инкассовых поручений от 18.01.2012 №15 на сумму 41568 рублей, №13 на сумму 64430 рублей, №11 на сумму 53755 рублей, №9 на сумму 486625 рублей, №07504970006930 на сумму 88885 рублей, №07504970006932 на сумму 57345 рублей, №07504970006926 на сумму 398643 рубля 34 копейки. Кроме того заявитель просит обязать Управление отозвать указанные инкассовые поручения.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Управления по выставлению инкассовых поручений №1, № 3, № 5, № 7 от 18.01.2012 в порядке, предусмотренном для текущих платежей.

В качестве доводов заявитель приводит то обстоятельство, что страховые взносы за октябрь и ноябрь 2010 года не являются текущими и в соответствии с п. 1 ст. 126 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

До начала судебного заседания от Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит  оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны о времени и месте рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2010 по делу №А60-30969/2010  принято к производству заявление МУП Муниципального образования Новолялинский район «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Новая Ляля» о признании МУП Новолялинского городского округа «Тепловые сети города Новая Ляля» несостоятельным (банкротом).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2011 МУП Новолялинского городского округа «Тепловые сети г.Новая Ляля» признано несостоятельным (банкротом) с введением в отношении него конкурсного производства.

Конкурсным управляющим назначен Астраханов Павел Викторович.

В связи с неисполнением заявителем обязанности по уплате страховых взносов за 4 квартал 2010 года Управлением в адрес заявителя  направлены требования о добровольной уплате задолженности по страховым взносам в, которые в установленный срок исполнены не были. Неисполнение требований явилось основанием для принятия решений о взыскании страховых взносов и пени за счет денежных средств на счетах в банках от 04.04.2011 №2090, от 20.06.2011 №4226, от 24.08.2011.

На основании данных решений в банк плательщика выставлены инкассовые поручения от 18.01.2012 №1 на сумму 455615 рублей, №3 на сумму 68676 рублей, №5 на сумму 28625 рублей, №7 на сумму 52045 рублей.

Не согласившись с выставлением указанных инкассовых поручений и взыскания указанной в них недоимки в качестве текущих платежей, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выставленные инкассовые поручения направлены на бесспорное списание текущих платежей. 

При этом суд руководствовался положениями ст. 5 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом разъяснения, содержащегося в п.п. 13 и 15 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке ст. 71 АПК РФ в их совокупности, проанализировав нормы материального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Основой для уплаты новых страховых взносов (т.е. после отмены единого социального налога) являются Федеральные законы от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ и Закон № 213-ФЗ).

Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются (ч.1 ст.1 Закона № 212-ФЗ), и являются обязательными платежами в сфере применения законодательства о банкротстве.

Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (ст.7 Закона № 212-ФЗ). Выплаты физическим лицам, облагаемые страховыми взносами за некоторыми исключениями, формируют базу для начисления этих взносов.

Согласно ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом; требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Пунктом 8 постановления Пленума ВАС РФ № 25 применительно к налоговым платежам разъяснено, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, поэтому датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

В пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ № 25 содержится позиция, согласно которой в качестве реестровой задолженности могут признаваться периодические платежи, уплачиваемые внутри налогового и отчетных периодов (с учетом ныне действующего правового регулирования в сфере налоговых правоотношений).

Поскольку страховые взносы уплачиваются при наличии облагаемого объекта и базы для исчисления страховых взносов, то разъяснения Пленума ВАС РФ № 25 в данном случае применимы.

Для плательщиков страховых взносов установлены определенные периоды, по итогам которых формируются обязательства. Это расчетный и отчетный периоды (ст.10 Закона № 212-ФЗ).

Расчетным периодом по страховым взносам на обязательное страхование является календарный год (ч.1 ст.10 Закона № 212-ФЗ). По его итогам завершается формирование базы по страховым взносам за год, окончательно определяется сумма взносов к уплате во внебюджетные фонды.

Отчетными периодами по страховым взносам являются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года и календарный год (ч.2 ст.10 Закона № 212-ФЗ). По итогам отчетных периодов страхователи, которые производят выплаты физическим лицам, обязаны представлять в органы контроля расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч.9 ст.15 Закона № 212-ФЗ).

База для исчисления страховых взносов определяется по каждому физическому лицу (в пользу которого производятся выплаты, являющиеся объектом обложения взносами) отдельно, рассчитывается за каждый календарный месяц нарастающим итогом с начала года (ч.3 ст.8 Закона № 212-ФЗ), и  в силу ч.ч.3, 4 ст.15 Закона № 212-ФЗ страхователи в течение всего расчетного периода (календарного года) рассчитывают ежемесячные платежи по страховым взносам.

Ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам рассчитывается исходя из базы, исчисленной с начала года, с учетом ежемесячных платежей, уплаченных за предыдущие месяцы (ч.3 с.15 Закона № 212-ФЗ).

Ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам подлежат уплате не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены (ч.5 ст.15 Закона N 212-ФЗ).

Иными словами, страховые взносы исчисляются, исходя из фактической базы, и перечисляются в установленном порядке  по итогам каждого месяца.

Таким образом, страховые взносы, рассчитанные по итогам каждого месяца внутри отчетных периодов, подлежат включению в реестр за те месяцы, которые истекли до даты возбуждения дела о банкротстве.

Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый отчет не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода как текущего) также не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего. В данном случае уполномоченный орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве  в установленном  законодательством порядке и размере, определяемым как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.

Указанная правовая позиция изложена относительно природы ежемесячных платежей по ЕСН, порядок исчисления которых идентичен порядку исчисления и уплаты страховых взносов, в п.9 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

В соответствии с вышесказанным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия Управления по выставлению инкассовых поручений № 1, № 3, № 5, № 7 от 18.01.2012, вынесенных после принятия заявления о признании МУП Новолялинского городского округа «Тепловые сети г.Новая Ляля»  несостоятельным (банкротом), о взыскании страховых взносов за октябрь и ноябрь 2010 года в качестве текущих платежей, то есть возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, являются неправомерными.

При принятии решения судом первой инстанции не учтена особенность ежемесячного исчисления и уплаты страховых взносов, определения фактической базы по итогам каждого месяца, что повлекло принятие частично незаконного решения.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда в обжалуемой части – отмене.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2012 года по делу № А60-21642/2012 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Новолялинском районе Свердловской области по выставлению инкассовых поручений № 1, № 3, № 5, № 7 от 18.01.2012 в порядке, предусмотренном для текущих платежей, в части взыскания недоимки по страховым взносам за октябрь и ноябрь 2010 года, и обязать ГУ  Управление Пенсионного фонда РФ в Новолялинском районе Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и интересов плательщика.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать».

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Г.Н.Гулякова

Судьи

Е.Е.Васева

Н.М.Савельева

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу n А60-16367/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также