Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А60-24396/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11125/2012-ГК

г. Пермь

06 ноября 2012 года                                                             Дело № А60-24396/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  06 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Усцова Л.А.,

судей       Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Глушенковой С.А.,

при участии:

от истца - ЗАО «Олипс»: Давыдов В.А. по доверенности №102-09 от 07.12.2009, паспорт,

от ответчика - Администрации города Екатеринбурга: Огаркова Е.А. по доверенности № 272 от 22.12.2011, удостоверение,

от третьего лица: представитель не явился,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,

Администрации города Екатеринбурга,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 17 августа 2012 года

по делу № А60-24396/2012,

принятое судьей Ваниным П.Б.

по иску ЗАО «Олипс»  (ОГРН 1026602309128, ИНН 6658106984)

к Администрации города Екатеринбурга

третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку»

о понуждении к заключению договора о выкупе объектов недвижимого имущества,

установил:

ЗАО «Олипс» (истец) обратилось в арбитражный суд Свердловской области с иском к  Администрации города Екатеринбурга (ответчик) о понуждении к заключению  договора о выкупе для муниципальных нужд семнадцати объектов недвижимого имущества, поименованных в исковом заявлении.

Определением арбитражного суда от 10.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» (ч. 1 ст. 51 АПК РФ).

Решением  от 17.08.2012   исковые требования удовлетворены, суд  обязал Администрацию города Екатеринбурга заключить с ЗАО «Олипс» соглашение о выкупе для муниципальных нужд объектов недвижимого имущества на условиях соглашения о выкупе от 28.04.2012.  Общая выкупная цена подлежащих выкупу объектов определена в размере 388 305 945  руб., включая НДС 18%. При этом  в решении суд указал выкупную цену каждого объекта в отдельности.

Администрация города Екатеринбурга обжаловала решение в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе  просит решение отменить, в удовлетворении иска  отказать. В обоснование указывает на неверное применение норм материального и процессуального права, обращает внимание апелляционного суда, что  из приведенных  в решении норм закона не вытекает  конкретный срок, в течение которого должно быть произведено изъятие земельных участков. Оспаривает выводы суда об обязательности  заключения договора со стороны Администрации (ст. 445 ГК РФ),  об уклонении ответчика от заключения с истцом соглашения о выкупе,  о  нарушении действиями  Администрации  прав и законных интересов ЗАО «Олипс».  

Истец, напротив, считает решение законным и обоснованным, в отзыве поддерживает выводы суда, изложенные в  решении. Оснований для отмены решения не усматривает.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения не находит.

 Согласно п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.

В соответствии с п. 3 ст. 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Пунктом 3 ст. 279 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии; выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

В силу п. 1 ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

В соответствии с п. 2. ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Из материалов дела видно, что  ЗАО «Олипс» является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206004:0002, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли общественно-деловой застройки (для общественных целей), площадь - 19 891 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 19/А. Истцу на праве собственности принадлежат и находящихся на нём шестнадцать  объектов недвижимого имущества, что подтверждается представленными в деле Свидетельствами  о государственной регистрации права.

Администрация г. Екатеринбурга Постановлением № 3157 от 02.08.2011 приняла решение «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и объектов недвижимости по улицам Челюскинцев - Стрелочников - Ш-го Интернационала - Готвальда» (далее - «Постановление об изъятии»), в котором  предусмотрела изъятие для муниципальных нужд (строительство улицы Европейской) земельного участка и шестнадцати  объектов недвижимости, принадлежащих  ЗАО «Олипс».

В Постановлении № 3157 Администрация   обязала МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку»  зарегистрировать ограничения (обременения) прав всех пользователей и собственников изымаемых земельных участков, зданий и сооружений; направить заинтересованным лицам уведомления о предстоящем  изъятии; в случае согласия собственников (пользователей) земельных участков и объектов недвижимости на их освобождение заключить договоры о выкупе в собственность Муниципального образования «город Екатеринбург», при неполучении согласия обратиться в суд с соответствующими исками.

31.10.2011 Администрация города Екатеринбурга  направила ЗАО «Олипс»  уведомление об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и объектов недвижимости по улицам Челюскинцев - Стрелочников - Ш-го Интернационала – Готвальда и о дате проведения государственной регистрации.

10.10.2011 и 17.10.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано обременение в виде изъятия принадлежащего истцу на праве собственности недвижимого имущества, что подтверждено представленными в деле соответствующими выписками из ЕГРП.

19.01.2012 Администрация направила истцу оферту  (исх. № 13), в которой    предложила   заключить договор купли-продажи изымаемых объектов по  цене 388 305 945 руб., определенной на основании отчета об оценке № 447 от 24.10.2011, выполненного  ООО «Трансэнергоресурс» по заказу Администрации (ст. 435 ГК РФ).

ЗАО «Олипс» письмом № 109 от 01.02.2012 дало согласие  на выкуп объектов недвижимости на предложенных Администрацией условиях (ст. 438 ГК РФ).

Не получив проекта договора,  истец  инициировал процедуру его заключения  путем направления  Администрации проекта соглашения от 28.04.2012 с сопроводительным письмом  № 607 от 28.04.2012.

Однако  Администрация в письме от 21.05.2012, по сути, отказалась заключить договор, указав, что  работа по изъятию земельных участков возобновится только после ввода в эксплуатацию нового товарного двора на Серовской тракте, не менее чем через пять лет.

Указанные выше обстоятельства   послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

По мнению истца,  изъятие объектов для публичных нужд, влечет возникновение определенных потерь в имущественной сфере собственника изымаемых объектов, в связи с чем изъятие при согласии на него собственника, должно происходить в  минимально возможные (разумные) сроки с предварительным и равноценным возмещением потерь (п.2 ст.281 ГК РФ, ч.3 ст.35 Конституции РФ, п.1 ст.57 ЗК РФ).

Оценив  имеющиеся в  деле доказательства (ст. 71 АПК РФ),  суд первой инстанции признал требования истца обоснованными, иск удовлетворил.

Принимая решение,  арбитражный суд Свердловской области исходил из того, что из приведенных выше  норм права следует вывод о том, что   действия Администрации по выкупу объектов недвижимости должны быть совершены в течение года с момента уведомления собственника об изъятии недвижимого имущества (п.3 ст. 279 ГК РФ).

В этой связи  признается  несостоятельным довод Администрации об отсутствии каких-либо установленных сроков для изъятия объектов недвижимого имущества, в связи с их резервированием для нужд муниципалитета.

Принимая во внимание произведенные ответчиком действия по процедуре изъятия земельного участка, включая принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление истца об изъятии, регистрацию обременения,  направление истцу предложения по выкупу объектов  недвижимости, определение их  выкупной  стоимости,  фактический  отказ Администрации от заключения договора,  без указания причин отклонения  проекта соглашения,  суд первой инстанции правомерно расценил  как уклонение Администрации  от заключения договора.

Приведенные ответчиком в письме от 21.05.2012 доводы о переносе сроков изъятия земельного участка  нельзя признать обоснованными, поскольку противоречат принятым ранее  Администрацией решениям и сделанным приготовлениям, включая оценку объектов, введение ограничений на использование объектов недвижимости их собственником.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному  выводу о праве ЗАО «Олипс» требовать от Администрации заключения соответствующего договора по правилам  ст. 445 ГК РФ.

Поскольку Администрация не высказала возражений по конкретным  условиям, изложенном в проекте соглашения от 28.04.2012, арбитражный суд принял решение о понуждении к заключению договора на условиях, предложенных ЗАО «Олипс», с учетом  согласованной ранее цены объектов.  Неполное указание  в резолютивной части решения всех условий соглашения, при данных обстоятельствах,  безусловным основанием для отмены решения не является, так как при наличии доброй воли сторон может быть восполнено принятием дополнительных соглашений.

Следует согласиться с доводом истца о том,    что приостановление выкупа объектов на срок не менее пяти  лет, безусловно,  повлечет существенное уменьшение размера причитающейся обществу компенсации,   в результате инфляционных процессов.

 Здесь также важно  отметить,  что перенос сроков изъятия, служит препятствием для полноценного использования истцом изымаемых объектов, например,  долгосрочной аренды, делает невозможным  эффективное долгосрочное планирование экономической деятельности общества.

В силу  п. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные правовые акты,  принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению  на всей территории муниципального образования.

С принятием Постановления № 3157 от 02.08.2011 Администрация приняла на себя обязательство выкупить у общества «Олипс» объекты недвижимости. Данное  обязательство по своей природе не отличается от любого другого гражданско-правового обязательства, которое должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (ст. 309 ГК РФ).

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта,  апелляционным судом не установлено.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Администрация  освобождена от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2012 по делу №А60-24396/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Л.А. Усцов

Судьи

Т.Л. Зеленина

Ю.В. Скромова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А50-8425/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также