Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу n А71-9177/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-11567/2012-АК г. Пермь 14 ноября 2012 года Дело № А71-9177/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2012 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х., судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С., при участии: от заявителя (Кредитный потребительский кооператив граждан "Кредитный Центр-Ижевск") (ОГРН 1111831011951, ИНН 1831149259): не явились; от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике) (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Кредитного потребительского кооператива граждан "Кредитный Центр-Ижевск" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.09.2012 года по делу № А71-9177/2012, принятое судьей Валиевой З.Ш., по заявлению Кредитного потребительского кооператива граждан "Кредитный Центр-Ижевск" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, установил: Кредитный потребительский кооператив граждан «Кредитный Центр-Ижевск» (далее – КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск», кооператив) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.06.2012 №СЮ04-04/2012-64АР о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Решением арбитражного суда от 03.09.2012 (резолютивная часть решения объявлена 27.08.2012) в удовлетворении требований отказано. Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, кооператив обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы о том, что размещенная информация не является рекламой; кооператив не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не осуществляет предпринимательскую деятельность, а в силу п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» действие закона не распространяется на объявления юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Оспаривая факт нарушения апеллянт указывает, что вся необходимая информация об услуге, с учетом ссылки в объявлении на сайт кооператива, была доступна потребителям. Антимонопольный орган против доводов апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, на основании заявления гражданина Дубенко Г.С. о распространении ненадлежащей рекламы, УФАС по Удмуртской Республике в отношении КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Решением антимонопольного органа от 16.05.2012 реклама следующего содержания: «КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» является членом НП КПК «Поволжье» (СРО) Кредитный Центр-Ижевск ЗАЙМЫ от 5000 до 500 000 рублей 8 (3412) 51-23-46 г. Ижевск, ул. Советская, 13, оф. 323-324 Услуги предоставляются при вступлении в КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» на основании Устава, ФЗ № 190 «О кредитной кооперации», размещенная в газете «Лидер Почта» №7(464) от 24 февраля 23012 года на странице 5 признана ненадлежащей, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» признан рекламодателем, нарушившим требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» (л.д. 84). По факту распространения ненадлежащей рекламы в отношении кооператива 31.05.2012 составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 15). По результатам рассмотрения материалов административного производства вынесено постановление от 14.06.2012, которым кооператив признан виновным в совершении правонарушения и привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 100). Не согласившись с привлечением к ответственности, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями. Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено. Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), целями которого являются, в том числе, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пресечение фактов ненадлежащей рекламы. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Размещенная кооперативом в печатном издании "Лидер Почта" №7 (464) информация носит рекламный характер, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовым услугам, оказываемым кооперативом у новых членов-заемщиков. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон о кредитной кооперации) кредитный потребительский кооператив определяется как добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2). К числу финансовых организаций, оказывающих финансовые услуги, относится кредитный потребительский кооператив (п. 6 ст. 4 Закона о рекламе). В соответствии с Уставом предметом деятельности кооператива является организация взаимопомощи членов кооператива и в целях обеспечения удобства и выгоды членов кооператива; осуществление работ и оказание услуг, обеспечивающих потребности членов кооператива в финансовой поддержке и взаимопомощи. Доходы, полученные кооперативом от деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и настоящим уставом, распределяются между членами кооператива (п. п. 1.7, 1.9, л.д. 29). Таким образом, деятельность по предоставлению займов и принятие личных сбережений пайщиков является финансовой услугой, оказываемой кредитным потребительским кооперативом гражданам. Представленными в материалы настоящего дела доказательствами подтверждено, что реклама следующего содержания: «КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» является членом НП КПК «Поволжье» (СРО) Кредитный Центр-Ижевск ЗАЙМЫ от 5000 до 500 000 р. 8 (3412) 51-23-46 г. Ижевск, ул. Советская, 13, оф. 323-324 Услуги предоставляются при вступлении в КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» на основании Устава, ФЗ № 190 «О кредитной кооперации», размещена кооперативом в печатном издании - газета «Лидер Почта» №7(464) от 24.02.2012 на основании договора на размещение рекламы от 28.06.2011 №18.26-01/09/4099, заключенного между ФГУП «Почта России» (рекламист) и КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» (рекламодатель). Пунктом 4 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Реклама банковских, страховых и иных услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе). Часть 3 вышеназванной статьи предусматривает, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В рекламе кооператива содержится часть условий оказания финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица: валюта займа (российский рубль), сумма займа (от 5 000 до 500 000 р.). Ряд условий предоставления услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица (срок займа, размер, порядок уплаты взносов и т.д.) в рекламе не указаны. В частности, из представленной кооперативом Программы займов, Положения о займах следует, что от срока займа зависит размер процентной ставки по займу, а от суммы займа зависит условие обеспечения его возвратности (при сумме займа до 500 000 руб. требуется залог авто). Неуказание в рекламе данных условий предоставления займа не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой финансовой услуге, получить достаточные сведения о реальных затратах за пользование кредитными услугами и способствует формированию у потребителя неверных представлений о сумме денежных расходов, которую понесут лица, воспользовавшись рекламируемым продуктом. Содержащаяся в рекламе ссылка на сайт кооператива в сети Интернет, на котором можно получить дополнительную информацию об условиях рекламируемой услуги, не восполняет отсутствующую в рекламе существенную информацию об условиях предоставления рекламируемой финансовой услуги. Возражения кооператива о том, что рассматриваемая информация не является рекламой со ссылками на положения п. 6 ч. 2 ст. 3 Закона о рекламе апелляционным судом рассмотрены и признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании положений закона. Распространяемая кооперативом информация не подпадает под исключения, предусмотренные вышеуказанной статьей. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Вина кооператива в совершении административного правонарушения антимонопольным органом установлена и полностью подтверждается материалами дела. Доказательства, подтверждающие отсутствие у кооператива реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства о рекламе в целях предотвращения совершения административного правонарушения в материалы дела не представлены. Таким образом, в действиях кооператива доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ; назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления не имеется, и суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований. Доводы общества о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным были предметом исследования судом первой инстанции и обоснованно отклонены. Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу n А60-28374/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|