Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу n А60-33894/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11807/2012-АК

г. Пермь

15 ноября 2012 года                                                          Дело № А60-33894/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  15 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,

судей  Васевой Е. Е., Варакса Н. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю. С.,

при участии:

от заявителя Некоммерческой организации «Фонд поддержки президентских программ в Уральском регионе» (ОГРН 1026605759113, ИНН 6664084552): Дунаев Б. М., предъявлен паспорт, выписка ЕГРЮЛ от 15.08.2012;

от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов Свердловской области (ОГРН 1026605251287, ИНН 6661089658): не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Некоммерческой организации «Фонд поддержки президентских программ в Уральском регионе»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 18 сентября 2012 года

по делу №А60-33894/2012,

принятое судьей Ворониным С. П.,

по заявлению Некоммерческой организации «Фонд поддержки президентских программ в Уральском регионе»

к Министерству природных ресурсов Свердловской области

об оспаривании постановления о назначении административного наказания №12-09-08/125 от 14.06.2012 и решения от 19.07.2012 по жалобе на постановление,

установил:

Некоммерческая организация «Фонд поддержки президентских программ в Уральском регионе» (далее – заявитель, Фонд, организация) просит признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство) от 14.06.2012 №12-09-08/125 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, выразившееся в несанкционированной свалке бытовых и строительных отходов, и по ст. 8.39 КоАП РФ за нарушение установленного режима охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в нарушении режима особо охраняемой природной территории в связи с установлением металлического забора на территории Шарташского лесного парка и размещением бытовых и строительных отходов и решение Министерства от 19.07.2012 по жалобе на постановление.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2012 (резолютивная часть решения объявлена 13.09.2012) заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным и отменено постановление Министерства в части привлечения организации к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и наложения штрафа в размере, превышающем 30 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано

Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в отменить.

В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным суду первой инстанции, содержание которых сводится к недоказанности состава административного правонарушения. Заявитель полагает, что привлечение его к административной ответственности является незаконным, поскольку организация не осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, его вина в совершении правонарушения не доказана, ссылается на возбуждение административного производства по тем же основаниям в июле 2010 г., производство по которому было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, при этом указывает на то, что каких-либо работ, кроме пожаротушения и ограничения постороннего доступа на арендованную территорию, Фондом не производилось и не производится, никаких изменений на земельном участке с момента окончания вышеуказанной проверки в июле 2010 г. не произошло, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал в части. Просил отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо против доводов жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, в обоснование которого указывает на правомерность решения суда, привлечение заявителя к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ. Решение суда просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу организации без удовлетворения.

Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы. До начала рассмотрения настоящего дела Министерством  заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителей, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, Министерством была проведена проверка, в ходе которой выявлен факт нарушения Фондом режима особо охраняемой природной территории областного значения – Шарташского лесного парка, выразившийся в том, что на земельном участке, расположенном в 65 квартале выдела 2, 10, 12, 14, особо охраняемой природной территории Шарташский лесной парк, Фондом организовано несанкционированное размещение бытовых и строительных отходов и установлен железный забор.

По результатам проверки Министерством возбуждено дело о совершении Фондом административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2 и 8.39 КоАП РФ, при рассмотрении которого принято постановление от 14.06.2012 №12-09-08/125 о привлечении заявителя к административной ответственности с наложением по совокупности наказания в виде штрафа в размере 175 000 руб.

По жалобе Фонда 19.07.2012 на это постановление Министерством принято решение, которым постановление оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с названными постановлением и решением Министерства, организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования частично, признавая оспариваемое постановление незаконным в части привлечения организации к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, суд исходил из недоказанности того факта, что размещение отходов является следствием деятельности Фонда. Отказывая в удовлетворении остальной части требований, руководствовался доказанностью в действиях заявителя состава административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ; отсутствием нарушения прав и законных интересов Фонда вынесенным Министерством решением по жалобе организации.

На рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о законности судебного акта в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителя Фонда, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Статьей 8.39 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) в виде наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Объективную сторону вмененного организации правонарушения составляет нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов.

Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что земельный участок площадью 135052 ± 129 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0706001:108, месторасположение - обл. Свердловская, г. Екатеринбург, Шарташский лесной парк, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли под лесопарками, предоставлен Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области заявителю по договору аренды земельного участка Т 165/0924 от 22.09.2009.

В соответствии с договором аренды земельный участок передан Фонду для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности без права капитального строительства и рубки лесных насаждений (п. 1.1 договора аренды); земельный участок может использоваться арендатором исключительно в соответствии с установленным для него целевым назначением и разрешенным использованием (п. 1.2 договора аренды).

Срок аренды участка установлен с 22.09.2009 по 21.09.2024, договор зарегистрирован в установленном порядке и в настоящее время действует.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (подп.2 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ).

В преамбуле к Закону № 33-ФЗ дано понятие особо охраняемых природных территорий - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ч. 6 ст. 2 Закона № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с подп. 11 п. 1 Статуса и режима особо охраняемых природных территорий областного значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 №41-ПП, на территории лесных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и влечет за собой снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесного парка или его компонентов, в том числе любые виды загрязнения природной среды, в том числе организация свалок мусора.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных ресурсов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно ст. 59 указанного Закона правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством, при этом запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Нарушение установленного режима на особо охраняемой природной территории областного значения установлено в ходе проведенной уполномоченными лицами проверки, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами ( актом проверки от 08.06.2012 № 12-09-06/107, экспертным заключением ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество» № 1, а также фотографиями) и по существу заявителем не оспаривается.

На земельном участке на площади 2,0 – 2,5 га организована несанкционированное размещение отходов, в том числе отходов полиэтилена, картона, древесных отходов, отходов бетона в кусковой форме, отработанных автомобильных покрышек, грунта от производства землеройных работ, бытовых отходов, строительных отходов от разработки зданий и прочих отходов; часть участка огорожена железным забором длиной 80 метров, въезд на участок преграждает железный трос.

Совокупность указанных обстоятельств подтверждает факт оказания негативного воздействия на земельный участок как природный ресурс, что влечет его деградацию и частичное уничтожение, что свидетельствует о наличии события правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В  силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу n А60-28294/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также