Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу n А50-8876/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11811/2012-ГК

г. Пермь

20 ноября 2012 года                                                        Дело № А50-8876/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Зелениной Т.Л.

судей                                   Паньковой Г.Л., Голубцовой Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания   Коржевой В.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителей – Чистяков А.Ю. (паспорт, доверенности от 12.09.2011, от 07.09.2011, 02.05.2012, 30.10.2012, 26.09.2011)

от ответчика – представитель не явился,

от третьего лица – представитель не явился,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 04 сентября 2012 года

по делу № А50-8876/2012

по заявлению Индивидуального предпринимателя Тотьмянина Алексея Владиславовича (ОГРНИП 304590620400010, ИНН 590600352929), Индивидуального предпринимателя Свизевой Екатерины Юрьевны (ОГРНИП 304590410300250, ИНН 590413827107), Индивидуального предпринимателя Свизева Максима Владимировича (ОГРНИП 304590615900048, ИНН 590603256042), Индивидуального предпринимателя Степановой Ольги Васильевны (ОГРНИП 309590527800030, ИНН 590500078670), Индивидуального предпринимателя Бобкова Сергея Григорьевича  (ОГРН  309590627800026, ИНН 590607267197), Индивидуального предпринимателя Цивилиной Нины Александровны (ОГРНИП 312590614600041, ИНН 590600220922), Индивидуального предпринимателя Цивилина Владислава Ивановича (ОГРНИП 305590624300066, ИНН 590613688806), Индивидуального предпринимателя Паутова Алексея Юрьевича (ОГРНИП 304590409800051, ИНН 590400881690), Индивидуального предпринимателя Паутовой Валентины Алексеевны (ОГРНИП 311590426200051, ИНН 590405229960), Общества с ограниченной ответственностью «Электрощит» (ОГРН 1025900894975, ИНН 5904031900), Общества с ограниченной ответственностью «РЕТРА» (ОГРН 1025900901036, ИНН 5904053245)

к Департаменту земельных отношений администрации города Перми

третье лицо:   Департамент имущественных отношений администрации города Перми

о признании бездействия незаконным, о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,

установил:

Индивидуальные предприниматели Тотьмянин Алексей Владиславович, Свизева Екатерина Юрьевна, Свизев Максим Владимирович, Степанова Ольга Васильевна, Бобков Сергей Григорьевич, Цивилина Нина Александровна, Цивилин Владислав Иванович, Паутов Алексей Юрьевич, Паутова Валентина Алексеевна, ООО «Электрощит», ООО «РЕТРА» (истцы) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным бездействия, допущенного  в период с 17.02.2012 по 25.04.2012 при рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311109:08 площадью 5760 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, находящегося по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Халтурина, 8а; признании незаконным отказа в предоставлении указанного земельного участка, о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителей.

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен  Департамент имущественных отношений администрации города Перми.

Решением Арбитражного суда  Пермского края от 04.09.2012 (резолютивная часть от 29.08.2012) заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ в предоставлении заявителям земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311109:08, на ответчика возложена обязанность принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность заявителей.

Решение суда от 04.09.2012 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в части удовлетворения заявленных требований. В апелляционной жалобе ответчик указывает на отсутствие государственной регистрации прав на расположенные на испрашиваемом земельном участке нежилые помещения лит. Б4, площадью 31,1 кв.м,  лит. Б5 площадью 156, 6 кв.м, и на совершение им действий для определения необходимости приема этих помещений в муниципальную собственность. Ответчик считает, что в отсутствие разрешения вопроса о правах на все нежилые помещения, расположенные на спорном земельном участке, оснований для его предоставления в собственность не имеется.

Заявители против доводов апелляционной жалобы возражают, в отзыве на апелляционную жалобу указывают, что пристрои (лит. Б4, Б5) возведены самовольно, их наличие не является препятствием для приватизации неделимого земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителям объекты недвижимости.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, заявителям на праве собственности принадлежат здания (литеры Б, Б1, Б2, Б3, Г1, В, К), расположенные по адресу г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Халтурина, 8а.

01.12.2011 заявители обратились к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность  земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311109:08 площадью 5760 кв. м, находящегося по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Халтурина, 8а.

Письмом от 25.04.2012 ответчик отказал  в предоставлении земельного участка в собственность, связи с тем, что Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми проводится работа, направленная на регистрацию права муниципальной собственности на строения, расположенные на испрашиваемом земельном участке.

Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии  ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (п. 3 ст. 36 ЗК РФ).

Заявители являются собственниками объектов недвижимости (литеры Б, Б1, Б2, Б3, Г1, В, К), расположенных по адресу г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Халтурина, 8а, что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права.

Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения урегулирован пунктами 5, 6 ст. 36 ЗК РФ.

Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 ст. 36 ЗК РФ  заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

Иной порядок, регулирующий приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности действующим законодательством не установлен.

Согласно материалам дела, заявители обратились к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов.

Испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской.

Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность у ответчика не имелось.

Довод ответчика о том, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости (лит. Б4 и Б5), права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, не может быть принят во внимание.

Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311109:08 испрашивается заявителями в собственность для использования объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном порядке. Ранее указанный земельный участок был предоставлен заявителям в аренду на основании договора аренды от 19.04.2010 № 046-10М для использования этих объектов.

Как следует из технических паспортов на помещения лит. Б4, Б5 в доме № 8а по ул. Халтурина г. Перми, указанные объекты были возведены без необходимых разрешений.

Согласно договору строительного подряда № 24 от 19.04.2004, договору купли-продажи от 07.07.2004 владельцами указанных помещений являются индивидуальные предприниматели Свизев М.В., Паутов А.Ю.

Доказательств того, что для использования объектов недвижимости заявителей без учета помещений лит. Б4, Б5 необходим земельный участок иной площади, суду не представлено. Отказ в реализации исключительного права заявителей на приобретение земельного участка в собственность по указанному ответчиком основанию не может быть признан правомерным.

Ссылка ответчика на то, что в отношении объектов лит. Б4, Б5 будут предприняты меры по обращению их в муниципальную собственность, судом апелляционной инстанции отклоняется.

Доказательств признания этих объектов муниципальной собственностью на момент обращения с заявлением о выкупе земельного участка, а также на момент рассмотрения настоящего спора, в материалах дела не имеется.

Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права определены судом первой инстанции верно.

Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 04.09.2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.

Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 сентября 2012 года  по делу № А50-8876/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Т.Л.Зеленина

Судьи

Ю.А.Голубцова

Г.Л.Панькова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу n А60-25241/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также