Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу n А50-14271/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12005/2012-АК

г. Пермь

27 ноября 2012 года                                                   Дело № А50-14271/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е. Е.

судей Риб Л.Х., Ясиковой Е.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.

при участии:

от заявителя – открытого акционерного общества "Юговская мебельная фабрика" (ОГРН  1025902397840, ИНН 5948001526): Полежаев М.С., паспорт, выписка из протокола от 30.08.2012, Бушланова С.Ю., удостоверение, доверенность от 02.08.2012,

от заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (ОГРН  1075904001271, ИНН 5904157090): Свечников К.Е., паспорт, доверенность от 12.09.2012, Овчинникова Л.А., паспорт, доверенность от 30.08.2012,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, открытого акционерного общества "Юговская мебельная фабрика",

на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 сентября 2012 года

по делу № А50-14271/2012,

принятое судьей Власовой О.Г.,

по заявлению открытого акционерного общества "Юговская мебельная фабрика"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

Открытое акционерное общество «Юговская мебельная фабрика» (далее – ОАО «Юговская мебельная фабрика») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (далее – административный орган) от 11.07.2012 № 07-01/70-Ю о назначении административного наказания по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, ОАО «Юговская мебельная фабрика» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. ОАО «Юговская мебельная фабрика» указывает на то, что в материалах дела отсутствует акт проверки от 09.06.2012, по результатам проведенной проверки был составлен акт от 09.02.2012, поэтому вынесение постановления о привлечении к административной ответственности по истечении двух месяцев с момента составления акта проверки является неправомерным. По мнению заявителя, административным органом не доказано, что деятельность ОАО «Юговская мебельная фабрика» связана с обращением с отходами I-IV класса опасности. В связи с чем состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, административным органом также не доказан. Кроме того, ОАО «Юговская мебельная фабрика» ссылается на необоснованное неприменение судом ст. 2.9 КоАП РФ. В судебном заседании представители ОАО «Юговская мебельная фабрика» доводы апелляционной жалобы поддержали.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылается на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения; указывает на то, что факт образования в результате деятельности ОАО «Юговская мебельная фабрика» отходов I-IV класса опасности подтвержден представленными в материалы дела доказательствами; несоблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, не может быть признано малозначительным правонарушением. Представители административного органа в судебном заседании поддержали доводы отзыва.

На основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, к материалам дела приобщены документы, приложенные к апелляционной жалобе и отзыву на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказов от 14.05.2012               № 451, от 29.05.2012 № 522 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в период с 04.06.2012 по 09.06.2012 проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Юговская мебельная фабрика», расположенного по адресу: Пермский край, п. Юг, ул. Пролетарская, 2, по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, требований земельного законодательства, законодательства в области использования и охраны водных объектов.

В ходе проведения проверки установлено, что в результате производственной деятельности ОАО «Юговская мебельная фабрика» образуются различные отходы I-IV классов опасности, из них I класса опасности – ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; II класса опасности – аккумуляторы свинцовые отработанные с не слитым электролитом;  III класса опасности – масла автомобильные отработанные, масло компрессорное отработанное, грунт, загрязненный нефтепродуктами; IV класса опасности – мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); V класса опасности – обрезь натуральной чистой древесины, опилки чистой древесины, лом черных металлов несортированный.

При этом ОАО «Юговская мебельная фабрика» не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, что является нарушением ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ); не подтверждено отнесение отходов I-IV классов опасности, образующихся на предприятии, к конкретному классу опасности, что является нарушением п. 2 ст. 14 Закона № 89-ФЗ; на отходы I-IV классов опасности не составлены паспорта, что является нарушением п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ; не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением ст. 19 Закона № 89-ФЗ; не представлена в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, что является нарушением п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ; сбор, хранение отходов производства, а именно6 лома черных металлов, древесных отходов, отходов изоляции, загрязненного нефтепродуктами грунта осуществляется на производственной площадке, не оборудованной твердым покрытием (на почве), что является нарушением п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Результаты проверки оформлены актом от 09.06.2012 № 075-ПК.

По факту выявленных нарушений 09.07.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ОАО «Юговская мебельная фабрика» составлен протокол № 07-01-79/2012 об административном правонарушении и 11.07.2012 вынесено постановление            № 07-01/70-Ю о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Юговская мебельная фабрика» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под «обращением с отходами» понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлена обязанность юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию образования отходов и объектов их размещения.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

 На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии со ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву установлен в абз. 1 п. 2 ст. 51 названного Федерального закона.

Административным органом в ходе проведения проверки установлено, что ОАО «Юговская мебельная фабрика» осуществлялась деятельность, в процессе которой образовались отходы I-IV классов опасности, что подтверждается актом натурного осмотра зданий, сооружений и территории ОАО «Юговская мебельная фабрика» от 04.06.2012, фотоматериалами, а также справками-пояснениями директора ОАО «Юговская мебельная фабрика» Некрасова П.С. (л.д. 62-75, 83-85).

При этом доказательств, свидетельствующих о проведении ОАО «Юговская мебельная фабрика» инвентаризации образующихся в процессе производственно-хозяйственной деятельности отходов, подтверждении отнесения их к конкретному классу опасности, о разработке паспортов  на опасные отходы,  материалы дела не содержат. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства своевременного представления заявителем отчетности об образовании использовании, обезвреживании, размещении отходов.

Материалами дела (актом проверки от 09.06.2012, актом натурного осмотра от 04.06.2012, фотоматериалами) подтвержден факт размещения отходов производства, а именно: лома черных металлов, древесных отходов, отходов изоляции, загрязненного нефтепродуктами грунта непосредственно на производственной площадке, не оборудованной твердым покрытием (на почве).

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ОАО «Юговская мебельная фабрика» в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.

Таким образом, анализ представленных по делу доказательств позволяет сделать вывод о наличии в действиях ОАО «Юговская мебельная фабрика» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ОАО «Юговская мебельная фабрика» объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется. При наличии возможности для соблюдения требований природоохранного

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу n А50-8352/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также