Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по делу n А60-29717/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12635/2012-ГК

г. Пермь

05 декабря 2012 года                                                            Дело № А60-29717/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  05 декабря 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Усцова Л.А.,

судей   Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,

при участии:

от заявителя - Государственного казенного пожарно-технического учреждения Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области №2»: Макеев А.Г. по доверенности № 3 от 10.01.2012, паспорт,

от заинтересованного лица - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнесергинский»: представитель не явился,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнесергинский»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 25 сентября 2012 года

по делу № А60-29717/2012,

принятое судьей Гнездиловой Н.В.

по заявлению Государственного казенного пожарно-технического учреждения Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области №2» (ОГРН 1096646000175, ИНН 6646015186)

к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнесергинский»

о признании незаконными действий по отказу в регистрации и постановке на учет транспортного средства,

установил:

Государственное казенное пожарно-техническое учреждение Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 2» обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Межмуниципального отдела МВД России «Нижнесергинский» по отказу в выдаче дубликата паспорта транспортного средства, постановке на регистрационный учет транспортного средства - автомобиля ЗИЛ-131 АЦ-40, специального  грузового, 1984 года выпуска, номер двигателя 264477, номер шасси 612274, а также  обязании устранить допущенные нарушения.

Решением арбитражного суда от 25.09.2012 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение  отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Жалоба мотивирована ссылкой на  неправильное применение норм материального и процессуального права. В обосновании жалобы заявитель указывает, что  спорное транспортное средство снято с регистрационного учета прежним собственником. Регистрация транспортного средства без  паспорта транспортного средства (далее – ПТС), удостоверяющего соответствие автомобиля требованиям безопасности дорожного движения, произведена быть не может (п. 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008  № 1001). Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание апелляционного суда,  что в нарушение  ст. 201 АПК РФ суд в решении не привел ни одного положения нормативного правового акта, нарушение которого повлекло бы удовлетворение заявленных требований.

Заявитель представил отзыв, в котором обосновал необходимость  обращения в суд за  защитой своих прав.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения  в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для отмены либо изменения судебного акта  не находит.

Как видно из материалов дела, 05.06.2012  ГКПТУ СО «ОПС Свердловской области № 2» обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства взамен утраченного и постановке на регистрационный учет пожарного автомобиля ЗИЛ-131 АЦ - 40, специального  грузового,  1984 года выпуска, номер двигателя 264477, номер шасси 612274.

Межмуниципальным отделом МВД России «Нижнесергинский» в удовлетворении  заявления учреждению отказано  по мотиву того, что документы необходимые для совершения регистрационных действий представлены не в полном объеме и не соответствуют установленным требованиям. Заявителю предложено представить документы, подтверждающие утрату паспорта транспортного средства.

ГКПТУ СО «ОПС Свердловской области № 2»,  полагая,  что отказ  является незаконным, нарушает права и законные интересы учреждения осуществлять права собственности на указанный автомобиль, использовать его  для целей, для которых автомобиль приобретался, обратилось  в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 АПК РФ).

Суд первой инстанции,  установив обстоятельства, подлежащие доказыванию в рамках заявленных требований   (ст.ст. 65, 71, 162 АПК РФ) требование ГКПТУ СО «ОПС Свердловской области № 2» признал обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Мотивируя решение,  суд исходил из того что действия Межмуниципального  отдела МВД России «Нижнесергинский», выразившиеся в отказе в выдаче дубликата паспорта транспортного средства и постановке на регистрационный учет транспортного средства – автомобиля ЗИЛ-131 АЦ-40, не соответствуют положениям действующего законодательства, препятствуют осуществлению стороной противопожарной деятельности. Спорное автотранспортное средство приобреталось в свое время  для осуществления противопожарной деятельности и ныне,  без постановки на учет в органе ГИБДД,  не может использоваться по прямому назначению, в том числе легально участвовать  в дорожном движении.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства,  суд апелляционной инстанции, с учетом положений статей 198, 200, 201 названного Кодекса, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В силу п. 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001 (далее - Правила), регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Аналогичное положение содержалось в п. 35 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 27.01.2003 № 59.

Порядок регистрации транспортных средств определен в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации РФ от 24.11.2008 № 1001 (далее - Административный регламент).

В подп. «ж» п. 16 Административного регламента приведен перечень документов относящихся к документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты.

Как видно из материалов дела, ГКПТУ СО «ОПС Свердловской области № 2»  в доказательство правомочного владения транспортным средством –  автомобилем ЗИЛ-131 АЦ-40 (пожарная автоцистерна) указало, что транспортное средство было передано учреждению в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2006 №972 - ПП «О приёме муниципального предприятия и имущества муниципальных образований в Свердловской области, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области для осуществления полномочий органов государственной власти Свердловской области», а также приказом МУГИСО от 11.10.2010 № 1406 «О закреплении объекта движимого имущества на праве оперативного управления за ГБПТУ СО «ОПС Свердловской области № 2». По акту приема-передачи от 11.10.2010 заявитель принял в оперативное управление указанный выше автомобиль. Прежним собственником транспортного средства являлось ЗАО «Евро-Азиатский машиностроительный завод», которое было ликвидировано,  о чем 29.11.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Транспортное средство  по решению арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2002   № А60-17322/02-С1, передано Нижнесергинскому муниципальному образованию.

Таким образом, при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.

Довод жалобы заинтересованного лица  о снятии спорного транспортного средства с регистрационного учета,  правового значения в данном случае не имеет. Кроме того, ссылаясь на указанный факт заинтересованное лицо соответствующих доказательств, не представило (ст. 65 АПК РФ).

Далее.

Пунктом 3 Правил определены обстоятельства, при наличии которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства.

В частности, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15.06.1998 № 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с подп. «з» п. 12 которого Государственная инспекция безопасности дорожного движения имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Согласно п. 33 Административного регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в том числе, при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по делу n А60-30387/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда полностью и принять новый судебный акт  »
Читайте также