Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по делу n А50-1213/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12637/2012-АК

г. Пермь

13 декабря 2012 года                                                              Дело № А50-1213/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,

судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,

при участии:

от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Люкс") (ОГРН 1105904008132, ИНН 5904230303): Сергиенко Ю.А., представитель по доверенности от 03.09.2012, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица (Региональная энергетическая комиссия Пермского края) (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588): не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2012 года

по делу № А50-1213/2012,

принятое судьей Катаевой М.А.,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Люкс"

к Региональной энергетической комиссии Пермского края:

о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Люкс" (далее – ООО «Комфорт-Люкс», общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее – РЭК Пермского края, РЭК), выразившегося в ненаправлении в адрес общества в срок, предусмотренный законом: 1) извещения об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу; 2) извещения о дате, времени и месте заседания правления (коллегии) РЭК Пермского края по вопросу установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО «Комфорт-Люкс»; 3) постановления об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО «Комфорт-Люкс», протокола правления (коллегии) РЭК Пермского края по вопросу установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО «Комфорт-Люкс»; 4) неустановлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО «Комфорт-Люкс» в срок, предусмотренный законом (с учетом уточнения требований, в порядке,  предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д.55-56).

Определением суда от 24.05.2012 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда Пермского края по делу №А50-8182/2012 по заявлению ООО «Комфорт-Люкс» о признании недействующим постановления РЭК Пермского края от 24.01.2010 № 3-т «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО «Комфорт-Люкс» (Александровский район, Яйвинское городское поселение)».

Решением арбитражного суда от 24.09.2012 (резолютивная часть объявлена 17.09.2012) заявленные требования удовлетворены, бездействие, выразившееся в неустановлении в предусмотренный законом срок тарифа на поставку тепловой энергии признано незаконным. На РЭК Пермского края  возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о том, что оценка действиям РЭК Пермского края в рамках процедуры по установлению тарифа дана при рассмотрении арбитражным судом дела №А50-8182/2012, предметом рассмотрения которого было  постановление РЭК Пермского края от 24.01.2012 № 3-т, отдельные действия РЭК в рамках процедуры рассмотрения заявления общества по установлению тарифа не влекут правовых последствий для общества.

РЭК Пермского края, надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела апелляционным судом, представителей в судебное заседание не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.

ООО «Комфорт-Люкс» против доводов, изложенных в апелляционной жалобе возражает, оснований для отмены судебного акта не усматривает.

Присутствующий в судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в  отзыве на жалобу доводы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в  соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основанием для обращения ООО «Комфорт-Люкс» в арбитражный суд послужили следующие обстоятельства.

20.09.2011 общество обратилось в РЭК Пермского края с заявлением об утверждении тарифа на транспортировку тепловой энергии на 2011-2012 годы, приложив к заявлению расчет тарифа и подтверждающие документы; 15.11.2011 обществом в РЭК направлены дополнительные документы,  необходимые для установления тарифа (л.д.8-10, 44).

Поскольку извещение об открытии дела об установлении тарифов и результаты рассмотрения представленных документов не поступили, общество, не располагая информацией об установлении тарифа или отказе в установлении тарифа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия РЭК, допущенного при рассмотрении заявления об установлении тарифа.

При рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции установлена совокупность оснований для признания незаконным бездействия РЭК Пермского края, в связи с чем требования общества удовлетворены.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы,  заслушав представителя заявителя в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

То есть для признания действий (бездействия) незаконными необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий и бездействия закону или иному нормативному правовому акту возлагается на совершивший их государственный орган (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются (в том числе) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Частью 1 ст. 10 Закона N 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Учитывая вышеприведенные положения, арбитражный суд первой инстанции обоснованно проверил действия (бездействия)  РЭК Пермского края на предмет соответствия требованиям, предусмотренным Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 14-п "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края" РЭК Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим реализацию единой политики в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению и организациям для бытовых нужд населения, а также других цен (тарифов) и предельных индексов, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края.

На основании п. 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов. При этом установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов (п. 7 Правил).

Решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), и не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления (п. 18 Правил).

Как предусмотрено п. 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение, а также протокол до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет в Федеральную службу по тарифам заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, по формам (в том числе электронным), направленным Федеральной службой по тарифам в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

24.01.2012 на заседании правления РЭК Пермского края рассмотрен вопрос об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО «Комфорт-Люкс» (Александровский район), установлены и введены в действие с 01.02.2012 тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что по факту обращения ООО «Комфорт-Люкс» с заявлением об установлении тарифа на транспортировку тепловой энергии РЭК Пермского края вышепоименованные требования Правил были нарушены, то есть общество не было извещено в установленном порядке об открытии дела об установлении тарифа; о дате, времени и месте заседания   правления; общество не было ознакомлено с материалами тарифного дела, проектом постановления об утверждении тарифа; представители общества не присутствовали на заседании правления; информация об установленном тарифе не была доведена до общества.  Указанные нарушения РЭК Пермского края не опровергнуты.

При рассмотрении арбитражным судом Пермского края дела № А50-8182/2012, предметом рассмотрения которого являлось постановление РЭК Пермского края от 24.01.2012 № 3-т «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО «Комфорт-Люкс» (Александровский район)», вышеуказанные нарушения процедуры  установления тарифа по заявлению общества нашли подтверждение.

В результате незаконного бездействия РЭК Пермского края, допущенного в рамках процедуры по установлению тарифа, общество было лишено возможности принимать участие в процедуре установления тарифа (давать письменные и устные пояснения, представлять доказательства, подтверждающие факт понесения затрат). Следствием незаконного бездействия явилось установление РЭК Пермского края тарифа с нарушением требований законодательства, что в конечном итоге лишило общество возможности предъявлять плату за оказанные услуги по передаче тепловой энергии, поскольку постановление РЭК Пермского края от 24.01.2012 №3-т арбитражным судом признано несоответствующим Федеральному закону «О теплоснабжении», Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Таким образом с момента обращения за установлением тарифа до установления РЭК Пермского края в порядке, предусмотренном законодательством, тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии общество лишено возможности предъявлять плату за оказанные услуги.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда о  доказанности совокупности оснований, необходимых для признания обжалуемого бездействия незаконным. Заявленные обществом требования удовлетворены судом правомерно.

Доводы апеллянта об  отсутствии для общества негативных правовых последствий от нарушений, допущенных в рамках процедуры по установлению тарифа, противоречат установленным по настоящему делу обстоятельствам и подлежат отклонению как несостоятельные.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2012 года по делу № А50-1213/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Л.Х. Риб

Судьи

Е.Е. Васева

Л.Ю. Щеклеина

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по делу n А50-12874/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также