Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2012 по делу n А50-15375/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДП О С Т А Н О В Л Е Н И Е  № 17АП-13341/2012-ГК

г. Пермь                                                                          

17 декабря 2012 года                                                       Дело № А50-15375/2012

    

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Виноградовой Л. Ф.,

судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Решановой Д.М.,

при участии:

от заявителя департамента имущественных отношений администрации города

                       Перми: Хариной Е.И. – доверенность № 81 от 10 июля 2012 года,

                       удостоверение;

от заинтересованного лица Управления Росреестра по  Пермскому краю:

                                       Тутыниной О.И. – доверенность № 2 от 09 декабря 2011

                                       года, паспорт;

от третьих лиц ГУП «ЦТИ» (ОГРН 1035900094658, ИНН 5902192740), ООО «УК Мой Дом» (ОГРН 1105904017900, ИНН 5904239539): не явились;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,

департамента имущественных отношений администрации города Перми,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 15 октября 2012 года

по делу № А50-15375/2012,

принятое судьей Лядовой Г.В.

по заявлению департамента имущественных отношений администрации города Перми

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю

третьи лица: ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», ООО «Управляющая компания Мой Дом»

о признании отказа регистрирующего органа незаконным и возложении обязанности  провести государственную регистрацию,

установил:

Департамент имущественных отношений администрации города Перми (заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее Управление Росреестра по Пермскому краю, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа  от 22 июня 2012 года № 01/007/2012-195 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 201,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 169/2, и возложении обязанности провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на названное нежилое помещение на основании статьи 20 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» (л. д. 5-11).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены государственное унитарное предприятие «Центр технической инвентаризации Пермского края» (далее ГУП «ЦТИ») (определение от 03 августа 2012 года, л. д. 1-3), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Мой Дом» (далее ООО «УК Мой Дом») (определение от 19 сентября 2012 года, л. д. 64-67).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 15 октября 2012 года, принятым судьей Лядовой Г.В. по делу № А50-15375/2012, в удовлетворении заявления отказано (л. д. 154-158).

Заявитель, департамент имущественных отношений администрации города Перми, не согласившись с названным решением, обжаловал его в апелляционном порядке. По утверждению заявителя, ему необоснованно отказано в удовлетворении заявления судом, поскольку спорный объект включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления администрации г. Перми от 04 апреля 1996 года № 580. Данный объект не является техническим подвалом и не относится к помещениям общего пользования.  Перепланировка спорных помещений произведена до передачи их в муниципальную собственность и не влечет утрату имущественных прав заявителя на них. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, департамент имущественных отношений администрации города Перми просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме (протокол судебного заседания от 13 декабря 2012 года).

Представитель заинтересованного лица, Управления Росреестра по  Пермскому краю, в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, поскольку из кадастрового паспорта от 16 февраля 2012 года, представленного для государственной регистрации права на  объект недвижимости, следует, что в отношении спорных помещений проведена реконструкция, разрешительная документация на проведение  которой отсутствует. Спорные помещения относятся к техническим помещениям, поскольку в них имеются инженерные сети отопления, водопровода, канализации, электроснабжения, предназначенные для обеспечения ресурсами жизнеобеспечения жителей дома. Управление Росреестра по  Пермскому краю просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (отзыв на апелляционную жалобу № 8313-13 от 04 декабря 2012 года, протокол судебного заседания от 13 декабря 2012 года).

Треть лица ГУП «ЦТИ», ООО «УК Мой Дом», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 04 апреля 1996 года постановлением администрации г. Перми № 580 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий», Постановлением  Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», постановлением администрации Пермской области от 06 октября 1994 года № 267 «Об утверждении положения о порядке передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность при приватизации государственных предприятий» в составе муниципальной собственности утверждены жилые здания общей площадью  18 085,9 кв. м. балансовой стоимостью 1 679 497 тыс. руб., в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения, переданные из федеральной собственности с баланса акционерного общества «Авиадвигатель» в муниципальную собственность согласно приложениям № 1, 2, в том числе жилой дом по ул. Куйбышева, 169/2  (л. д. 17-18, 39).

На основании названного постановления нежилые помещения общей площадью 201,5 кв. м. в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 169/2, включены в Единый реестр муниципальной собственности (л. д. 16).

24 апреля 2012 года заявитель от имени муниципального образования «город Пермь» обратился в Управление Росреестра по  Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Пермь» на  нежилое помещение общей площадью 201,5 кв. м., этаж подвал, номера на поэтажном плане 1-11, по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 169/2, на основании постановления  администрации г. Перми от 04 апреля 1996 года № 580 (л. д. 37).

23 мая 2012 года государственная регистрация права собственности муниципального образования «город Пермь» на названный объект  приостановлена на срок до 22 июня 2012 года в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации. Заявителю предложено представить необходимые документы (уведомление о приостановлении государственной регистрации № 01/007/2102-195 от 23 мая 2012 года, л. д. 44-45).

22 июня 2012 года Управлением Росреестра по  Пермскому краю на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации,  а именно документов, подтверждающих, что объект не является техническим подвалом и не относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, а также разрешительной документации на осуществление проведенной реконструкции помещений (сообщение об отказе в государственной регистрации № 01/007/2012-195 от 22 июня 2012 года, л. д. 13-14).

Полагая, что в государственной регистрации отказано необоснованно, департамент имущественных отношений администрации города Перми обратился к Управлению Росреестра по  Пермскому краю с заявлением о признании незаконным отказа  от 22 июня 2012 года № 01/007/2012-195 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 201,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 169/2, и возложении обязанности провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на названное нежилое помещение на основании статьи 20 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» (л. д. 5-11).

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу статьи 16 данного ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 17 названного  ФЗ предусмотрено, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 ФЗ).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 ФЗ).

Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены пунктом 1 статьи 20 ФЗ.

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде (пункт 5 статьи 131 ГК РФ).

Абзацем 4 пункта 3 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  также предусмотрено, что отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2012 по делу n А60-27543/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также