Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу n А50-17027/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-15311/2012-АК

г. Пермь

12 февраля 2013 года                                                           Дело № А50-17027/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,

судей Ясиковой Е.Ю.,  Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Циркус Максимус") (ОГРН 1025900519028, ИНН 5902132639): Масленникова Е.А., доверенность от 30.01.2013, паспорт;

от заинтересованного лица (Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми): Карасев С.А., доверенность от 01.02.2013, паспорт; Анисимова А.В., доверенность от 27.12.2012, удостоверение;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми

на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 ноября 2012 года

по делу № А50-17027/2012,

принятое судьей Трефиловой Е.М.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Циркус Максимус"

к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми

о признании незаконными действий,

установил:                                                                       

Общество с ограниченной ответственностью "Циркус Максимус" (далее – ООО «Циркус Максимус», общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконными действий Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - Департамент), выразившихся в отказе ООО «Циркус Максимус» в согласовании размещения рекламных конструкций в г. Перми  по адресам: ул. Революции: ул. Островского - бульвар Гагарина; Комсомольский проспект (Октябрьская площадь); ул. Ленина: проспект Комсомольский – ул. Горького; ул. Попова: ул. Луначарского – ул. Монастырская; Камский мост; ул. Уральской: Северная дамба; Шоссе Космонавтов: ул. Мильчакова - улица Карпинского, изложенном в письме от 25.05.2012 №СЭД-22-01-32.2-28 (с учетом уточнения требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 3, л.д. 1).

Решением арбитражного суда от 30.11.2012 (резолютивная часть решения объявлена 28.11.2012) требования удовлетворены, обжалуемые действия Департамента признаны незаконными и на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования размещения рекламных конструкций по вышеуказанным адресам.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом,  заинтересованное лицо обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.

В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы об отсутствии совокупности оснований  для признания действий незаконными, поскольку решение об отказе в согласовании размещения рекламных конструкций принято уполномоченным органом, отказ содержит мотивированное обоснование с учетом установленного режима использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия города Перми, существующей застройки и перспективного развития территории, что соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе». Выводы Департамента о размещении рекламных конструкций в заявленном виде и на указанных местах с нарушением требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации соответствуют позиции, изложенной в письме Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Указание суда на отсутствие в материалах дела документов в виде исследований, опросов, оценок и заключений специалистов Департамент считает необоснованным, поскольку непосредственно в отказе содержится заключение специалиста в области архитектуры, градостроительства.

Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и дополнительных письменных пояснениях. Решение суда заявитель считает правомерным, не подлежащим отмене.

В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.02.2013 объявлен перерыв до 07.02.2013  до 17 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время, в том же составе суда, при явке тех же представителей сторон (за исключением представителя Департамента Карасева С. А.).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Циркус Максимус» 26.04.2012 обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением о согласовании на новый срок существующих рекламных конструкций панель-кронштейнов, размещенных на опорах наружного освещения, расположенных в г. Перми, в том числе по адресам: ул. Революции: улица Островского - бульвар Гагарина; Комсомольскому проспекту (Октябрьская площадь); ул. Ленина: проспект Комсомольский - улица Горького; ул. Попова: улица Луначарского - улица Монастырская; Камский мост; ул. Уральской: Северная дамба; Шоссе Космонавтов: улица Мильчакова - улица Карпинского (т.1 л.д.17-18).

По результатам рассмотрения обращения принято решение об отказе обществу в согласовании размещения рекламных конструкций по вышеуказанным адресам, изложенное в письме  Департамента от 25.05.2012 № СЭД-22-01-32.2-28 (т.1 л.д. 12-16).

Полагая, что отказ в согласовании является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности оснований для признания незаконными обжалуемых действий и удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив изложенные в жалобе и отзыве на жалобу доводы, заслушав участвующих в судебном заседании представителей сторон, при рассмотрении дела пришел к следующим выводам.

Исходя из положения ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).

Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа (п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В развитие вышеуказанных положений закона решением Пермской городской Думы от 27.01.2009 N 11 утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Перми (далее - Положение).

В соответствии с Положением установка рекламных конструкций независимо от мест установки осуществляется на основании разрешения на установку рекламной конструкции выданного в порядке, установленном настоящим Положением и оформленным в соответствии с приложением N 1 к Положению (пункт 3.1.1).

Размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании либо ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, собственность на который не разграничена, осуществляется по инициативе физических либо юридических лиц (далее - заявитель). Для этого заявитель обращается в Уполномоченный орган администрации города Перми с заявлением на установку рекламной конструкции, к которому прилагаются установленные согласно установленному перечню.

В силу п. 3.8.4 Положения заявление на установку рекламной конструкции направляется на согласование в уполномоченный за создание благоприятной эстетической среды функциональный орган администрации города Перми на предмет соответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Перми.

Функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции органа местного самоуправления города Перми в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города, является Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми. Положение о Департаменте утверждено решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 N 193 (далее - Положение о Департаменте).

Согласно подп. 2.2.2 Положения о Департаменте одной из основных задач Департамента является организация мероприятий по реализации Генерального плана города Перми, Правил землепользования и застройки города Перми, документации по планировке территории, осуществление взаимодействия с физическими лицами и организациями при реализации на территории города Перми норм градостроительного и земельного законодательства.

В целях реализации на территории города Перми норм градостроительного законодательства Департамент в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами готовит заключения о соответствии рекламных конструкций архитектурному облику сложившейся застройки (п. 3.2.1.9 Положения о Департаменте).

Таким образом, полномочия по оценке соответствия рекламных конструкций внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города возложены непосредственно на Департамент.

Согласно ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, исключительно по приведенным в данной статье основаниям. Одним из таких оснований является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (подп. 4 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе).

Отказ в согласовании обществу разрешения на размещение рекламной конструкции Департамент мотивировал тем, что рекламные конструкции в испрашиваемых местах нарушают внешний архитектурный облик сложившейся застройки на данной территории города Перми, что соответствует подп. 4 п. 15 ст. 19 Закона о рекламе.

В письме Департамента от 25.05.2012 приведено следующее обоснование отказа от согласования размещения рекламных конструкций.

Рекламные конструкции по ул. Революции на участке от ул. Островского до бульвара Гагарина, находятся на одной из центральных улиц города, которая участвует в формировании видовых панорам современной застройки, просматриваемых со средней дамбы; размещение рекламы в виде панель-кронштейнов на опорах освещения, расположенных на данной территории, создает дополнительный визуальный шум, что приводит к нарушению внешнего архитектурного облика и благоприятной эстетической среды, формирующей имидж города Перми. В отношении рекламных конструкций, предполагаемых для размещений на Октябрьской площади указано, что пространственно-композиционное решение данной территории города не предполагает размещение мелких элементов, несоразмерных окружающему пространству крупномасштабной застройки с соответствующими метроритмическими характеристиками. Установка рекламных конструкций в виде панель-кронштейнов дробит архитектуру фасада здания главного корпуса Пермского национального исследовательского политехнического университета, являющегося памятником архитектуры, тем самым нарушается целостность восприятия здания советского периода. Рекламные конструкции по улице Ленина на участке от проспекта Комсомольский до улицы Горького, размещены на одной из центральных улиц города. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 №119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (далее – Постановление №119-п) ул. Ленина находится в границах историко-культурно-природной территории «Губернская Пермь», в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности – «Проспект Ленина» (застройка середины XX века) (СР-3). На данной территории запрещается нарушение благоприятных условий визуального восприятия объектов наследия, их комплексов и ценного природного ландшафта. Также в границах участка проспект Комсомольский – ул. Горького располагается «охранная зона объектов наследия в пределах внутриквартальных пространств».

Указанные панель-кронштейны нарушают целостную систему архитектурных форм, при этом искажаются пропорции и ритмические характеристики памятников архитектуры («Усадьба купчихи М.Т.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу n А50-18568/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также