Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу n А71-11919/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-187/2013-АК

г. Пермь

08 февраля 2013 года                                                      Дело № А71-11919/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Осиповой С.П., Ясикоой Е.Ю., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,

при участии:

от заявителя Управления образования Администрации города Ижевска (ОГРН 1061841045860, ИНН 1835071412): представители не явились;  

от заинтересованного лица Управления Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1085260013475, ИНН 5260235194): Панова Т.И., предъявлен паспорт, доверенность от 21.12.2012; 

от третьего лица Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска: представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя Управления образования Администрации города Ижевска

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 10 декабря 2012 года по делу № А71-11919/2012,

принятое судьей Бушуевой Е.А.,

по заявлению Управления образования Администрации города Ижевска

к Управлению Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу

третье лицо: Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление образования Администрации города Ижевска (далее – Управление образования) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и  отмене постановления Управления Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу (далее – Управление Минкультуры России, административный орган) от 31.08.2012 № 5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.

К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска (далее – Управление имущественных отношений, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2012  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление образования обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что у Управления образования отсутствуют функции по содержанию технического подвала объекта культурного наследия, так как технический подвал здания в оперативное управление Управлению образования не передавался. Кроме того, Управление образования ссылается на отсутствие финансирования, необходимого для осуществления функций по содержанию объекта.

Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; ссылается на наличие в действиях Управления образования состава административного правонарушения; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Управление имущественных отношений отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Управление образования, Управление имущественных отношений, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу от 04.06.2012 № 175 должностным лицом Управления проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения Управлением образования Администрации города Ижевска условий охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Новикова 1820-1823 г.г., арх. Дудин С.Е.», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М.Горького, 69.

По результатам проверки составлен акт от 27.07.2012 № 03/18/86 (л.д.99-102), в котором зафиксировано, что в нарушение п. 1 ст. 52 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Управлением образования Администрации города Ижевска не обеспечено надлежащее содержание технического подвала указанного выше объекта культурного наследия федерального значения (отсутствие гидроизоляции стен и фундаментов здания, наличие воды и мусора в помещениях технического подвала).

По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Управления образования составлен протокол от 07.08.2012 об административном правонарушении (л.д. 18-19), и вынесено постановление от 31.08.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 51-55).

Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Управление образования обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Управления образования состава административного правонарушения.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный  закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона об объектах культурного наследия физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Использование объекта культурного наследия либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» объект культурного наследия федерального значения «Дом Новикова, 1820-1823 гг., арх. Дудин С.Е.» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Собственником названного объекта является Муниципальное образование «город Ижевск» в лице Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска.

Согласно п. 1.1 Положения об Управлении образования Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 06.06.2006 № 120 (л.д. 60-72) Управление образования является отраслевым органом – структурным подразделением Администрации города Ижевска, обладающим правами юридического лица.

Как следует из материалов дела, решением Комитета по управлению имуществом Администрации города Ижевска от 08.05.1998 № 01-04ун/7 на баланс Управления народного образования Администрации города Ижевска передано в оперативное управление здание площадью 923,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Горького, 69 (в том числе технический подвал площадью 230,0 кв.м.), являющееся объектом культурного наследия федерального значения «Дом Новикова, 1820-1823 гг., арх. Дудин С.Е.». Решением Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска от 24.11.2003 № 01-04у/1126 внесены изменения в решение Комитета по управлению имуществом Администрации города Ижевска от 08.05.1998 № 01-04ун/7 в части площади и года постройки здания. Приказом Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска от 22.09.2009 № 1660у внесены изменения в решение Комитета по управлению имуществом Администрации города Ижевска от 08.05.1998 № 01-04ун/7, согласно которому из оперативного управления Управления образования изъято помещение площадью 54,8 кв.м., по ул. М. Горького, д. 69.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 30.08.2010 (л.д. 24) за Управлением образования зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение общей площадью 615,9 кв.м, на 1,2 этаже, под номерами на 1 этаже 1-14, на 2 этаже 1-17, адрес объекта: Удмуртская Республика. Г. Ижевск. Ул. М.Горького. д.69.

17.12.1999 между Министерством культуры Удмуртской Республики в лице Управления по охране и использованию памятников истории и культуры и Управлением народного образования Администрации города Ижевска оформлено охранное обязательство № 12 в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Дом Новикова, 1820-1823 гг., арх. Дудин С.Е.» (л.д.137-139), в соответствии с которым Управление народного образования Администрации города Ижевска, являющееся пользователем данного объекта, обязуется использовать объект только по функциональному назначению, с соблюдением условий, предусмотренных Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865; обеспечивать режим содержания памятника; проводить ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния от 18.11.1999 № 0012-00-ОП; содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке.

Факт нарушения условий указанного охранного обязательства, выразившийся в том, что не обеспечено надлежащее содержание технического подвала указанного выше объекта культурного наследия федерального значения (отсутствует гидроизоляция стен и фундаментов здания, в помещениях технического подвала находится вода и мусор), подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 27.06.2012 (л.д. 99-112), протоколом об административном правонарушении от 07.08.2012 (л.д. 18-19).

Таким образом, наличие событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, является доказанным.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины Управления образования в совершении административного правонарушения исследован административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в компетенции Управления образования отсутствуют функции по содержанию технического подвала объекта культурного наследия, так как данное помещение в оперативное управление не передавалось, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку именно Управление образования на праве оперативного управления владеет, пользуется нежилыми помещениями объекта культурного наследия и в силу п. 4.4 Положения об Управлении образования Администрации города Ижевска обязано принимать меры, направленные на надлежащее содержание общего имущества здания, в том числе, технического подвала; из охранного обязательства памятника истории и культуры от 17.12.1999 № 12 следует, что именно Управление образования приняло на себя обязанности в соответствии с указанным обязательством.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины заявителя в совершении административного правонарушения в связи с отсутствием финансирования, необходимого для осуществления функций по содержанию

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу n А60-11842/2003. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также