Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А50-19679/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-404/2013-АК

г. Пермь

18 февраля 2013 года                                                         Дело №А50-19679/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,

судей  Варакса Н. В., Щеклеиной Л. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю. С., 

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания» (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809): Бердуахас А. Р. У., паспорт, доверенность от 18.12.2012;

от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Вотинов Г. В., удостоверение, доверенность от 09.01.2013;

от третьего лица открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт»: Пушкарева О. В., паспорт, доверенность от 15.01.2013;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания»

на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 ноября 2012 года

по делу № А50-19679/2012,

принятое судьей Якимовой Н. В.,

по заявлению открытого акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю,

третье лицо: открытое акционерное общество «Оборонэнергосбыт»,

о признании недействительными ненормативных актов, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

открытое акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» (далее - заявитель, ОАО «Пермэнергосбыт») обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 26.06.2012 и предписания от 27.06.2012 по делу №248-12-а, а также о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №616-12-адм от 11.09.2012, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 ноября 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 21.11.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неверное истолкование абз. 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1179 (далее также – Правила №1179).

В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции. Указывает, что ненормативные акты антимонопольного органа, а также постановление не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ОАО «Пермэнергосбыт» в сфере предпринимательской деятельности. Полагает, что ОАО «Оборонэнергосбыт» не соответствует условию, определенному в п. 2 Правил №1179.

Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.

Антимонопольный орган, третье лицо по мотивам, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

В обоснование доводов отзывов указывают, что ОАО «Оборонэнергосбыт» полностью соответствует признакам, указанным в абз. 11 п. 2 Правил №1179, включение в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» является незаконным и необоснованным, соответственно, в действиях заявителя, выразившихся в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования, усматриваются нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебном заседании доводы письменных отзывов поддержали.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела №248-12-а, возбужденного по факту проведенной в отношении ОАО «Пермэнергосбыт» проверки, на основании поступившей в управление 16.03.2012 (вх. №3320-12) жалобы ОАО «Оборонэнергосбыт» о неправомерном включении в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии сбытовой надбавки со стороны ОАО «Пермэнергосбыт», 26.06.2012 антимонопольным органом вынесено решение по делу №248-12-а о признании в действиях ОАО «Пермэнергосбыт» нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем включения в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «Пермэнергосбыт» (л.д. 11).

27.06.2012 антимонопольным органом выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (исх. от 06.07.2012 №7804-12), которым ОАО «Пермэнергосбыт» предписано не включать свою сбытовую надбавку в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» (л.д. 14).

Усмотрев в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, управление 28.08.2012 составило в отношении ОАО «Пермэнергосбыт» протокол об административном правонарушении (л.д. 41), 11.09.2012 вынесло постановление по делу об административном правонарушении №616-12-адм, согласно которому ОАО «Пермэнергосбыт» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 рублей.

Не согласившись с решением, предписанием и постановлением антимонопольного органа заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности и обоснованности вынесенных ненормативных правовых актов, а также доказанности в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Антимонопольным органом установлено, из материалов дела усматривается, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 №78-Р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

Исходя из указанного Распоряжения, ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило соответствующие государственные контракты на поставку электроэнергии с Министерством обороны Российской Федерации.

В целях обеспечения электроэнергией объектов Министерства обороны на территории Пермского края ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с ОАО «Пермэнергосбыт» договор купли-продажи электрической энергии и мощности 15.03.2010 № 1006 (л.д. 62).

На основании пп. «д» п. 36 и п. 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, Постановлением РЭК Пермского края от 04.08.2011 №44-э ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с определением зон деятельности.

Постановлением РЭК Пермского края от 30.03.2007 №4 «О гарантирующих поставщиках Пермского края» ОАО «Пермэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Пермского края.

Присвоение статуса гарантирующего поставщика нормативными правовыми актами РЭК Пермского края не прекращает действия Распоряжения №78-Р.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

ОАО «Оборонэнергосбыт» определен именно поставщиком электроэнергии, соответственно, является и энергосбытовой организацией.

ОАО «Пермэнергосбыт» на основании приказов антимонопольного органа №№695-п, 453-п от 07.12.2006, 28.11.2008 в географических границах Пермского края на рынке услуг купли-продажи (поставки) электроэнергии включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Соответственно, заявитель является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии.

В соответствии с ч. 1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены ст. 10 Закона о защите конкуренции, согласно п. 10 ч. 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании подпункта «д» п.36 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 №530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».

Исходя из абз. 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1179 до 1 января 2015 года гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А71-8823/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также